Контролируемая свобода


По мере того как дети взрослеют, они усваивают навязанные им правила. Они учатся игнорировать образы, естественным образом формирующие их мозг.

Они стараются сидеть прямо, едят глазами учителя и... перестают грезить наяву.
13.3. Контролируемая свобода.
Да, мы не можем позволить детям устраивать дома кавардак или игнорировать учителя в школе: когда ребенок подрастет, такая свобода превратится в опасную распущенность и недисциплинированность. Однако мы должны прививать детям правила общепринятой дисциплины методично - не устанавливая внутренние психологические заслоны, ограничивающие их воображение.
В этом нам поможет ментальное айкидо; вспомните также описанный в главе 10 метод непринужденных заметок. Подобную манеру самовыражения нетрудно воспитать и у детей.

Причем такие занятия не создадут излишний беспорядок дома и не нарушат рабочий ритм в классе.
13.4. Метод Монтессори.
На пороге нашего столетия Мария Монтессори, доктор из университета при Римской психиатрической клинике, работала над обучением детей с замедленным развитием. Она вскоре заметила, что необучаемые дети, играя или увлеченно занимаясь чем-то, проявляют просто поразительную способность концентрироваться. И только когда учитель силой пытается привлечь их внимание к менее интересным занятиям, они действительно начинают артачиться - не оправдывают возлагаемых на них надежд. Родители, чьи дети часами способны играть в видеоигры, думаю, поняли, что я имею в виду. Монтессори разработала новую систему классных занятий, когда дети самостоятельно могут переходить от одного вида деятельности к другому, выбирая то, что их больше всего привлекает.

Она снабдила классы вспомогательными материалами и пособиями, обучение при помощи которых затрагивало все пять чувств.
Например, алфавит дети изучали с закрытыми глазами, пробуя буквы на ощупь, - буквы были сделаны из шершавой бумаги. Географические карты они складывали из деревянных кубиков и математические премудрости осваивали, также пользуясь кубиками, брусками и прочими строительными материалами.

Учитель лишь обходил классную комнату, присматривая за ходом занятий, и следил, чтобы дети не слишком шумели и не мешали работать друг другу.
Хотя метод Монтессори был впервые успешно применен на занятиях с отстающими в развитии детьми, а также с детьми бедняков римских трущоб, в наши дни большинство родителей воспринимают его как роскошь, доступную только богатым семьям. Я могу лишь сожалеть о таком расхожем мнении, так как считаю, что этот метод прекрасно подошел бы для обучения всех без исключения детей.
Метод Монтессори широко распространен во многих странах, но в Соединенных Штатах он появился значительно позднее, чем в Европе, - только в 1975 году, когда разрешили открыть первую бесплатную школу Монтессори в Цинциннати, штат Огайо.
Сейчас в Соединенных Штатах уже около 3000 дошкольных учебных заведений и около 100 начальных школ используют этот метод обучения.
Обычно школы Монтессори удивляют всех тишиной в классах. Даже в дошкольных учебных заведениях дети часами поглощены своими занятиями.

И необыкновенная сосредоточенность окупается сполна: все воспитанники овладевают чтением и письмом задолго до пяти лет.
13.4.1. Победа дидактического метода обучения.
Принцип обратной связи - вот в чем секрет метода Монтессори. Дети используют постоянно действующую обратную связь. Социолог Омар К. Моор из Питсбургского университета получил похожие результаты, заполнив классные комнаты говорящими пишущими машинками Эдисона. Моор с легкостью обучал двух-трехлетних малышей читать, писать и даже печатать на пишущей машинке.

И все же его метод, так же как и метод Монтессори, не нашел места в обществе, которое давным-давно предпочло сократовским приемам обучения дидактический.
13.5. Методика просмотра образов для детей.
Вы можете научить своего ребенка игре в поток образов. При этом неограниченная свобода, предоставляемая воображению, удачно сочетается с развитием умственных способностей.

В отличие от забав с желе (или разрисовывания стен цветными карандашами) развлечение с потоком образов не создает никакого беспорядка. Более того, игра дисциплинирует ребенка, по условиям заставляя его спокойно сидеть довольно продолжительное время, просматривая мысленные сюжеты.


13.5.1. Игра в поток образов.
Даже новорожденные младенцы обладают способностью создавать воображаемые образы, о чем свидетельствует движения их глазных яблок во время REM-фазы сна. Как только дети начинают понимать простейшие указания (а обычно это случается где-то в трехлетнем возрасте), с ними можно играть в поток образов.
Вы должны начать с наглядной демонстрации принципа игры. Можно сделать это таким образом: вы говорите ребенку: Ты знаешь, я думаю, что мы видим сны все время.

Вот, например, даже сейчас, если я просто закрою глаза, то увижу... Тут вы на самом деле закрываете глаза и описываете какой-либо образ.

Тем самым вы показываете ребенку, что именно от него ждете.
Вы можете сказать: Я вижу ствол какого-то дерева. Похоже на сосну. Но у нее какая-то странная кора, очень светлая. Дерево толстое, толщиной около метра. Вокруг на земле лежит толстый слой сосновых иголок.

Я вижу такие же иголки и под другими соснами - колючий ковер тянется далеко в лес, становясь все темнее и темнее. Позади, всего в нескольких шагах от меня, журчит маленький ручеек.

О, теперь я вижу, что земля под сосновыми иголками - это светлая глина.
К этому моменту ребенок будет заворожен вашим волшебным умением видеть сны наяву, и тут-то самое время спросить его: А что ты увидишь, если закроешь глаза?
Каждый раз, когда я учил детей этой игре, я поражался легкости, с которой им удавалось улавливать и описывать образы. Маленькие дети еще не научились подавлять возникающие в воображении картины.

Свободные от внутренних психологических барьеров, обычно сдерживающих взрослых, все они инстинктивно схватывают приемы метода просмотра образов и занимаются им с большим удовольствием.
Совсем маленькие сначала могут только назвать предмет или человека, явившегося им, и вам, возможно, придется терпеливо вытягивать из них детали при помощи наводящих вопросов. Вы можете помочь ребенку развить умение описывать, играя с ним в такую игру: вы указываете на предметы и просите ребенка описать их или же просто просите не называя описать вам какой-нибудь предмет и отгадываете, что это.
В отличие от взрослых детям не нужен предлог для игры в поток образов. Им ни к чему объяснять, что уникальные эффекты наведения мостов помогут преуспеть в школьных занятиях. Как только они откроют для себя волшебство снов наяву, они будут поглощены этим спокойным и полезным занятием не меньше, чем они увлекаются просмотром мультфильмов. Однако в отличие от телепрограмм и видеоигр такое развлечение доставляет детям огромное удовольствие еще и потому, что они находятся в центре вашего внимания (которым, согласитесь, не избалованы).

Играя со своим ребенком в поток образов, вы намного уменьшите шансы возникновения проблем во взаимоотношениях с ним, когда он станет подростком.
Все дети, с которыми мне пришлось играть, очень быстро демонстрировали явный прогресс в восприятии и понимании окружающего мира.
13.6. Музыка наводит мосты.
Занятия музыкой - это один из самых простых путей открытия потока образов. Исполнение музыкальных произведений и прослушивание музыки не только способствуют наведеню мостов между разными полюсами мозга, но и, как показывают опыты, развивают воображение.
Ученые Монреальского неврологического института исследовали воздействие на мозг музыки различных жанров, сопровождая эксперимент сканированием мозговых процессов испытуемых с помощью позитронного эмиссионного томографа (ПЭТ). Томограммы показали, что, как только начинала звучать музыка, кровь устремлялась не только к правой височной доле мозга, участвующей в прослушивании, но и в область правого полушария, которая управляет зрением.

Так как во время эксперимента глаза у исследуемых были закрыты, ученые сделали вывод об автоматической стимуляции возникновения мысленных образов.
В главе 2 мы говорили о том, что синестетики, слушая музыку, видят целые вереницы образов неопределенных очертаний и форм, несомненно, доставляющих им удовольствие. Проведенный в Монреале эксперимент дает возможность предположить, что все мы способны реагировать на музыку так же, как и синестетики, просто в большинстве случаев мы подавляем образы, прежде чем они достигают нашего сознания.
13.6.1. Скрипка Эйнштейна.
Учеными установлено, что определенные жанры музыки воздействуют как мощные стимуляторы и на детей, и на взрослых. Однако дюссельдорфский эксперимент показал - в детстве воздействие музыки более активно.
Большую часть своей жизни Альберт Эйнштейн был страстным скрипачом. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: Оба они имеют один источник и дополняют друг друга... Люди, близко знавшие Эйнштейна, отмечали, что занятия музыкой удивительно благоприятно влияли на его творческие способности. Старший сын вспоминал: Как только отец чувствовал, что подходит к завершению работы или же если в работе возникали трудности, он обращался к музыке - и, как ни странно, все проблемы разрешались.

По словам сестры Эйнштейна, игра на музыкальном инструменте приводила его в умиротворенное состояние, способствующее плодотворным размышлениям. Ломая голову над сложнейшими вопросами физики, Эйнштейн играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение.

Тогда он вставал и объявлял: Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!



Содержание раздела