Река взаимоотношений постоянно в движении.


Кто и кому здесь родственник, кто и кому здесь враг? - по желанию бога всех существ, все во всем являются всем и всегда! Эта река взаимоотношений постоянно в движении. То, что на поверхности, когда-нибудь утонет, а то, что на дне - когда-нибудь всплывет.

Те, кто сейчас в раю, когда-нибудь попадут в ад, а те, кто в аду, потом попадут в рай. Они переходят из одного вида в другой, из одного места во вселенной в другое.

Смелые становятся трусами и трусы становятся смелыми. Нет ничего в этой вселенной, что бы не менялось, О Рама. Те, кто сейчас родственники, через некоторое время уйдут. Друг, враг, родственник, незнакомец, я, ты - это слова без соответствующего смысла. Он - друг и он мне не родственник - такие мысли возникают в голове недалекого человека, - у великодушного человека не возникает таких различий.

О Рама, все существа являются твоими родственниками, потому что в этой вселенной не существует абсолютной независимости. Мудрый знает, что нет нигде места, где бы меня не было и нет ничего такого, что не является моим, - и так они преодолевают ограничения и обусловленности.
5.2. Сказка о Пунье и Паване
Вашишта продолжил:
О Рама, в этой связи я расскажу тебе древнюю легенду.
На континенте Джамбудвипа есть огромная гора Махендра. В лесах на склонах этой горы живут святые и мудрецы.

Для своих нужд они принесли на эту гору реку Виома Ганга. На берегу этой реки жил один мудрец Диргатапа.

У него было два сына, Пунья и Павана. Пунья достиг полного просветления, а Павана, хоть и преодолел заблуждения, еще не достиг полного просветления и поэтому имел частичную мудрость.
С безжалостным течением времени мудрец Диргатапа (он был свободен от любых привязанностей и желаний) постарел и, как птица улетает из клетки, оставил свое тело и достиг состояния совершенной чистоты. Используя йогические методы, полученные от него, его жена тоже последовала за ним.
Из-за внезапного отбытия в мир иной обоих родителей, Павана погрузился в глубокое безутешное горе. Пунья, однако, выполнил все погребальные церемонии, но не был тронут тяжелой утратой.

Он подошел к горюющему Паване.
Пунья сказал:
Брат, почему ты топишь самого себя в таком глубоком горе? Слепота непонимания - единственная причина рек слез из твоих глаз. Наши отец и мать ушли отсюда в состоgние свободы, в высочайшее состояние, которое натурально для всех существ и которое есть истинная природа тех, кто превзошел границы своего маленького я. По непониманию ты сам привязал себя к понятиям отец и мать и проливаешь слезы по тем, кто не имеет этого непонимания!

Он не был нашим отцом, а она не была нашей матерью, и ты не был их сыном. У тебя было бесконечное число отцов и матерей.

У тебя было множество детей. Бесчисленны были твои воплощения!

И, если ты желаешь поплакать по поводу смерти родителей, почему же ты не плачешь без перерыва по всем этим людям?
Уважаемый, то, что ты видишь как мир - только иллюзорная видимость мира. На самом деле тут нет ни друзей, ни родственников. Поэтому нет ни смерти, ни разлуки. Все эти прекрасные признаки процветания вокруг - обманки, длящиеся три или пять дней!

Своим острым разумом пойми истину: оставь понятия я, ты и т.д., а также он помер, он ушел. Все это только твои понятия, вовсе не истина.
Пунья продолжил:
Эти неверные понятия отец, мать, друг, родственник и т.д. пропадают перед лицом истины, как пыль сдувается ветром. Родственные отношения не базируются на истине, это только слова! Если о ком-то думают как о друге, он - друг, если о нем думают как о ком-то другом - он уже этот другой!

Когда все это видится как одно вездесущее существо, где разница между другом и другим?
Брат, подумай - это тело инертно и состоит из крови, плоти, костей и т.д., где во всем этом я? Если ты также задумаешься об истине, ты поймешь, что нет ничего, что можно было бы назвать я или ты, - то, что называют Пуньей или Паваной есть ничто иное, как неверные понятия.
Однако, если ты все еще думаешь я есть, тогда в прошлых инкарнациях у тебя было большое количество родственников. Почему ты не рыдаешь над их смертью? У тебя было множество родственников среди лебедей, когда ты был лебедем, множество древесных родственников, когда ты был деревом, множество родственников-львов, когда ты был львом, множество родственников среди рыб, когда ты был рыбой. Почему ты не плачешь по ним? Ты был и принцем, и ослом, ты был деревом пипул и ты был деревом баньяном.

Ты был ученым и ты был мухой, и комаром, и муравьем. Полгода ты был скорпионом, ты был пчелой, а тепеXь ты мой брат.

В этих других инкарнациях ты рождался снова и снова бесчетное количество раз.
У меня тоже было множество воплощений. Я вижу их все своим тонким чистым ясновидением, как и твои воплощения. Я был птицей, я был аистом, лягушкой, деревом, верблюдом, королем, тигром - и теперь я твой старший брат. Десять лет я был орлом, пять месяцев - крокодилом и сто лет - львом, а теперь я твой старший брат. Я помню все это и множество других воплощений, через которые я прошел в состоянии непонимания и заблуждения.

Во всех этих воплощениях были бесчисленные родственники. О ком я должен плакать?

Исследовав этот вопрос, я не плачу ни по кому.
Вдоль этого пути жизни родственники раскиданы, как сухие листья на лесной тропинке. Что могло бы быть подходящей причиной для печали и радости в этом мире, брат?

Давай оставим все эти неверные понятия и сохраним внутреннее спокойствие. Оставь понятие окружающего мира, которое возникает в твоем уме как я. И - оставайся на месте, не падая вниз и не поднимаясь вверх! У тебя нет несчастья, нет рождения, нет отца и нет матери - ты есть то, что ты есть и ничего более.

Мудрецы выбирают средний путь, они видят что есть СЕЙЧАС, они находятся в мире с самими собой, у них сознание свидетеля - они сияют как лампа в темноте, в чьем свете случаются все события, не затрагивающие саму лампу.
Вашишта продолжил:
Получив такие инструкции от своего брата, Павана просветлился. Оба они стали просветленными существами, мудрыми и испытавшими просветление непосредственно.

Они жили в лесу, делая что желают и не желая ничего дурного. В свое время они оставили свои тела и достигли окончательного освобождения, как масляная лампа без масла.
Желания и стремления - корень всех страданий, О Рама, и единственный верный путь - оставить все стремления без остатка и не индульгировать в них. Как огонь разгорается все больше, если ему подкидывать дрова, так и мысли размножаются в прогрессии от раздумий, - мысли прекращаются только по прекращении думания.
Воистину, таково состояние Брахмы - чистое, свободное от стремлений и болезней. Достигнув его, даже дурак освобождается от непонимания.

Тот, кто бродит по миру с мудростью как с другом и осознанием как со спутницей, не заблуждается более.
Во всех трех мирах нет ничего ценного, что бы хотелосd иметь и что не мог бы иметь ум, свободный от желания иметь. Выздоровевшие от лихорадки желаний не подвергаются более взлетам и падениям, характерным для воплощенного существования.

Тому, кто свободен от привязанностей и желаний, все три мира так же широки, как след теленка и целый цикл творения подобен единому моменту. Прохлада вершин Гималаев - ничто в сравнении с прохладой ума мудреца, свободного от желаний.

Свет полной луны не такой яркий, и океан не такой полный, и лицо богини процветания не такое светлое, как ум мудреца, свободного от желаний.
Когда обрублены все желания и надежды, подобные ветвям дерева разума, разум возвращается в свое природное состояние. Если ты решительно выгонишь эти надежды и желания из своего разума, в тебе не останется страха. Когда разум свободен от движений мысли (которые мотивируются надеждами или желаниями), он тогда становится не-умом - и это является освобождением. Когда убрана подлежащая причина, следствие тоже перестает существовать.

Поэтому, чтобы восстановить спокойствие в разуме, удали отвлекающие причины - надежды и желания.
5.3. Сказка о Бали
Вашишта продолжил:
Или, О Рама, измени свой разум, как это сделал король Бали. Я расскажу тебе сказку о Бали, слушая которую, ты обретешь знание вечной истины.
Вашишта продолжил:
Где-то во вселенной есть мир под названием Патала. В нем живут неописуемо красивые дьяволицы, странные рептилии со множеством голов, демоны с громадными телами, чудовищного размера слоны; там есть места, залитые нечистотами, где слышны в воздухе страшные звуки, есть пещеры, полные драгоценных камней, есть места, где путешествовал и тем освятил святой Капила, и есть места, где был сам царь Хатакешвара, которого любили небесные нимфы.
Владел этим миром царь Бали, сын Вирочаны, родом из демонов. Сам владетель всей вселенной, Шри Хари, был покровителем Бали, поэтому Бали был уважаем даже королем рая, Индрой. От великолепия Бали могли бы высохнуть океаны, и одним своим взглядом он мог двигать горы.

Владел он своим миром очень долго.
Однажды царем Бали овладела хандра и такие мысли посетили его:
Сколько мне еще править этим царством, сколько мне еще бродить во власти трех миров (имеется в виду мир подземный, земной и небесный)? Что мне в этом правлении?

Все здесь когда-нибудь погибнет и разрушится, как тут можно найти счастье во всем этом?



Содержание  Назад  Вперед