Следует знать двух Брахманов


- Звучащий Брахман и Незвучащий Брахман. Зажав уши большими пальцами, можно слышать звук пространства, расположенного внутри сердца. В отношении этого имеется семь сравнений: звук подобен шуму рек, колокола, звучанию медного сосуда, колеса, кваканью лягушек, шуму дождя, подобно тому, как человек говорит в укрытом месте.
Выходя за пределы этих разновидностей (звучащего Брахмана), люди исчезают в высшем, не звуке, непроявленном Брахмане. Там они находятся неопределимыми, неразличимыми, как различные соки, которые достигли состояния меда. (Чхандогья VI.ix.1-2)
По этому поводу сказано:
Следует знать двух Брахманов:
Звучащего Брахмана и того, что выше. Те люди, которые знают звучащего Брахмана, следуют к Высшему Брахману.
Теперь, где-то сказано: Звучащий Брахман является слогом ОМ. Тот, что является верхом совершенства - спокойный, беззвучный, бесстрашный, непечалящийся, блаженный, удовлетворённый, твёрдый, недвижимый, бессмертный, непоколебимый, выдержанный - Пронизывающим (Вишну). Итак, ради высшего человек должен почитать их обоих.
Так было сказано: Тот, который является одновременно высшим и низшим, тот Бог известен по имени ОМ. На беззвучии, а также на пустоте существа нужно концентрироваться в голове? (Майтри VI.22-23)
Таким образом, медитация на Шабда Брахмане (который идентифицируется с ОМ) ведет к Ашабда Брахману, беззвучному Брахману.
- Пронизывание темноты стрелой ОМ - другая аналогия. Тело есть лук (Мундака II.ii.3-4). Стрела есть ОМ. Ум есть его точка. Темнота есть мишень.

Пронизывая темноту, человек следует тому, что не окутано темнотой. Затем, пронзив его, что не окутано, человек видит его с сиянием, подобным огненному колесу у цвета Солнца, могущественного, Брахмана, который находится за пределами темноты, он сияет в том Солнце, а также в Луне, в огне, в свете. Теперь, несомненно, когда человек увидел его, он следует к бессмертию. Поскольку было сказано так:
Медитация, которая основана на высшем принципе внутри, направлена также на внешние объекты. Отсюда неопределённое понимание переходит в определённость. Но когда ум растворился и имеет радость, единственным свидетелем которого является я – это есть Брахман, бессмертный, чистый!

Это путь! Это действительно является миром! (Майтри VI.24)
Конечная стадия Джапы   или   медитации   ОМ была определена так: Тот, кто с отозванными, как во сне, чувствами, с совершенно чистыми мыслями, как во сне, будучи в яме чувств, но не под их контролем, постигает его, который называется ОМ, руководителя, блистательного, неспящего, без возраста, бессмертного, непечалющегося, он сам становится названным ОМ, руководителем, блистательным, не спящим, без возраста, бессмертным, непечалющимся. Поскольку было сказано так:
Тогда как человек таким образом соединяет дыхание и слог ОМ и весь разнообразный мир, либо, возможно, они соединены! Следовательно, это провозглашается Йогой (соединением). Единство дыхания и ума, а также чувств и отбрасывание всех состояний существования - это обозначается как Йога. (Майтри VI.25)
- Дыхания   являются   рыбой,   а   ОМ – сеть  для  её   ловли. Майтри Упанишада говорит об этой аналогии так: Поистине, егерь ловит своей сетью рыбу и приносит её в жертву в огне своего желудка; таким же образом, несомненно, в действительности человек захватывает эти дыхания с помощью Я и приносит их в жертву огню, который свободен от зла. (Майтри VI.26)
14.7. Таким образом, мы видели, что ОМ является слогом, Джапа которого, т.е. созерцательное повторение, должно вести человека от внешнего мира к его самой сути, где он должен встретить свое Высшее Я, Божественного Бога, Источник Радости и Света, Источник Ананды и Виджнаны.
Предварительное условие Джапы заключается в том, что человек, который выбрал для Джапы ОМ, должен освободиться от умственного страдания, его чувства должны быть отозваны, как во сне, он должен быть свободным от злобы и ненависти и должен иметь огромное желание встретиться с Богом. Только такой человек получит пользу от Джапы.


Вторым условием является то, что он должен иметь ясное представление о слоге ОМ, он должен знать, что этот слог символизирует. Кроме всего прочего, ОМ - это символ, подобно символам в химии или математическим символам в физике. Для физика выражение PV = RT – это не просто звуковая комбинация P, V, R, T. Для него P обозначает давление и только давление,  V обозначает объём и только объём; R является газовой постоянной и T означает температуру. Используя эти значения, физическое выражение, данное выше, приобретает для физика определенное значение. Химик также пользуется своим символическим языком; он знает, что H2O – это вода; а H2SO4 – серная кислота.

Точно так же йог должен знать, что означает ОМ. Ему должно помочь не фонетическое повторение. Именно это имел в виду Патанджали, когда он заявил, что Джапа должна сопровождаться полным пониманием значения или артха-бхаваной, Тадж-джапас-тадартха-бхаванам.

Джапа бессмысленна без артха-бхаваны.
ОМ - это звучащий Брахман, который приведёт к беззвучному Брахману. Джапа должна начинаться слабым, приятным голосом, и мало-помалу звук должен становиться все слабее и слабее, и затем звуковые вибрации должны исчезнуть; они должны сопровождаться незвуковым, умственным произношением; далее через короткое время умственное повторение также должно погаснуть до такой степени, чтобы говорящий не был о них осведомлен, и он должен чувствовать, как состояние дремоты или сна побеждает его. К нему придёт одна из разновидностей Самадхи. Его дыхание также должно стать спокойным, оно перестанет ощущаться, словно медитирующий ничего не знает о нём и безразличен к нему.

Не беспокойтесь о том, что будет потом. Вы должны отключиться от внешнего мира. Желайте Бога, и держите распахнутыми внутренние двери.

Надейтесь и ждите.
Те, кто посещал концерты музыкальных оркестров, знают, как достигается кульминационный момент, когда человек проходит из сферы высокой плотности акустического ритма к низкой слабой музыке и достигается окончательный экстаз, когда вы находились в музыкальном трансе и ваше сердце бьётся в унисон с едва слышимыми звуками. Это музыкальный транс. Трансцендентальный транс гораздо глубже и более трепетный.

От ритмического звука-Брахмана ОМ человек переходит к беззвучному Брахману с помощью ОМ. В конце концов, звук исчезает и существует только артха-бхавана (созначение), и человек забывает даже: существует он или нет. Пока был звук, человек был Пракрити-стха (живущим в материи, идентифицирующим себя со всем, что является материальным).

Теперь, в беззвучном состоянии, он становится Брахмаништхой (пребывающим в Брахмане) и, таким образом, отождествляющим себя с Брахманом. Он словно существует и одновременно не существует. Относительно этого состояния Катха (II.17) говорит:
То является лучшей поддержкой (Алямбана), То является высшей поддержкой. Человек, знающий ту поддержку, становится счастливым в мире Брахмана.
Подобное мы имеем в Прашна Упанишаде (V.7):
Со слогом ОМ в истине, как поддержке, знаток достигает того, Который мирный, без возраста, вечный, бесстрашный и Высший.
14.8. Теперь мы постараемся ответить на вопрос: Когда Патанджали ссылается на артхабхавану (реализация, осознание созначения) в контексте Джапы, что он в действительности под этим подразумевает? Сутры Йоги сами отвечают на этот вопрос. Джапа заключается в медитации на имени Бога, который есть ОМ.

Давайте посмотрим, какие атрибуты Патанджали предназначил для Бога. Он должен частично ссылаться на эти атрибуты и, очевидно, ещё больше, когда он ссылается непосредственно на Бога предшествующего или сопровождающего Джапа-сутру. Имеется четыре сутры, которые предшествуют в тексте Джапа-сутре.
1. Ишвара-пранидханадва: Самадхи альтернативно достигается с помощью преданности и посвящения Богу.
2. Клеша-карма-випака-ашаяир-апарамришта пуруша-вишеша ишвара: Бог является особой личностью, свободной от несчастий (клеша), свободной от связывающих действий (карма), свободной от плодов связывающих действий (випака), свободной от задержки или продолжения (ашая) этих действий и их результатов.
3. Татра ниратишаям сарваджна-биджам: В нём находится без оков всенаучная потенциальность,
4. Пурвешам-апи гуру калена-анавачхедат: Будучи не связанным временным параметром, Он является Первым Учителем человечества, вечно существовавшим. (Йога I.23-26)
Эти сутры косвенно указывают на то, что имеет Бог, к чему следует стремится и чем не располагает джива или низшее я.

БОГ
ДЖИВА
1. Бог есть Любовь.
1. Джива стремится к его любви, преданности и посвящению.
2. Бог свободен от несчастия (клеша).
2. Джива полон несчастий, от которых он хочет избавиться.
3. Бог свободен от связывающих действий.
3. Действия дживы являются причиной его уз.
4. Бог не вкушает плоды своих действий.
4. Джива соблазнён плодами действий, которые ещё больше опутывают его.
5. Бог свободен от растягивания или продолжения Своих действий.
5. Джива движется от цикла к циклу из-за растягивания своих действий.
6. Бог - всезнающий.
6. Невежество - причина оков дживы и несвободы, пока существует невежество.


Содержание раздела