Чакры бхух, бхувах и свах


15.5. В нашей главе 13 мы детально описали спинной мозг и его различные отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и, наконец, копчиковый. Шейный отдел соответствует области шеи (горло или кантха); из этой области выходят 8 пар спинномозговых нервов. Это Вишуддхи чакра, известная также, как расах или кантха-купа.

Ниже расположен грудной отдел, прилегающий к грудной клетке. Это соответствует Анахата чакре, Курма Нади или Хридая чакре или Амрита чакре. Из этой области берут начало 12 пар спинномозговых нервов. Ниже грудного отдела располагается поясничный отдел. Это соответствует Манипурака чакре, Набхи чакре, ими Брахма чакре.

Из этой области берут начало 5 пар спинномозговых нервов. Далее поясничный отдел переходит в крестцовый отдел, относящийся к основанию поясничного столба, на конце которого расположен копчик. В этой области расположено 5 + 1 = 6 пар спинномозговых нервов.

Это соответствует Свадхистане и Мулядхара чакрам или чакрам бхух, бхувах и свах. Весьма вероятно, что каждая из этих трёх чакр соответствует двум парам спинномозгового нерва.
Остальные две или три чакры (Ляляна, Аджна и Сахасрара известны также как джьотих и апах, или как Мурдха и Шротракаса чакры) входят в область продолговатого мозга и головного мозга с большим числом чувствительных нервов всех видов, приходящих сюда и идущих дальше из этой области.
15.6. Подобно тому, как мы тренируем другие части тела, чтобы поддерживать их свободными от разложения и болезней, точно так же мы должны выполнять упражнения для спинного мозга и различных его областей, чтобы человек мог извлечь всю пользу от этой сложной системы. Подумайте только, насколько удивителен этот спинной мозг, занимающий верхние две трети позвоночного столба и являющийся непрерывным от большого позвоночного отверстия, где он соединяемся с продолговатым мозгом, и идущим вниз.

Его длина 45 сантиметров, а вес - около 30 грамм. Он состоит из пучка тончайших нитей, управляющих судьбой всего человеческого организма. Возникает вопрос: а не требуется ли ему забота с нашей стороны?

Можно ли его развить в том смысле, что с этим развитием мы сможем изменить нашу личность? Поможет ли он нам в нашем росте? Имеем ли мы какие-то средства сделать это?

Не опасно ли играть с таким чувствительным органом, как спинной мозг со спинномозговыми нервами, который Бог так хорошо защитил, расположив внутри позвоночного столба? Эти вопросы волнуют человечество с тех пор, как были получены сведения об этом мозговом столбе.
15.7. Одним из величайших достижений наследников ведических знаний является открытие этого спинного мозга и приобретение знаний о его роли в человеческом организме. Вторым их открытием было открытие относительно функции праны. И третьим - открытие особой функции ума, известной как сила воли. Эта сила воли (иччха-шакти) с помощью пран или жизненных сил может достигать многих феноменальных вещей.

Например, большинство из нас не может двигать ушами, как это делает большинство животных; это они приобрели с практикой. В этом случае практика заключается в тренировке силы воли и направлении Праны к ушам. Это, выражаясь языком Патанджали, означает Самьяму праны в области ушей.

Эта Самьяма должна привести нас к Сиддхи ушных движений. Эта небольшая способность может быть достигнута с помощью комбинации действия Пранаямы, Пратьяхары, Дхараны и Дхьяны. Слово Самьяма означает объединённую дисциплину.

Автор Сутр Йоги определяет дальнейшее специализированное созначение этого термина относительно более высоких целей. Самьяма Патанджали является объединённым согласованным действием Дхараны, Дхьяны и Самадхи. (Йога III.4).
Когда хорошо поёт опытный певец, говорят, что он обладает Самьямой в своих голосовых связках. Его Самьяма является совершенным владением объединённым согласованным действием Пранаямы, Пратьяхары, Дхараны и Дхьяны. Его сильная воля, его контроль над Праной, его концентрация на голосовых связках и его игра с лёгкими все вместе ведут к созданию мелодии, которую он представляет. Художник имеет Самьяму в своих пальцах и посредством этого в своей ручке и кисти. Здесь снова имеет место сила воли, Прана, тщательная концентрация каждой из них, и контроль даёт художнику возможность выводить ручкой и кистью изящные вещи в своих изгибах и цвете, которые большинство из нас не могли бы сделать, даже если бы захотели.



Художник – это тот, кто может работать на комбинациях и перестановках П2Д2 (т.е. двумя П - Пранаяма + Пратьяхара; и двумя Д - Дхарана + Дхьяна).
а) Первая самьяма, которую следует достичь, заключается в Бхух, Бхувах и Свах Чакрах (Дхрува чакра, Чандра чакра и Сурья чакра); эти три чакры находятся на хвостовом конце спинного мозга. Физически вначале необходимо очистить кишечник, почки и половые органы от болезней. Это не просто физическое очищение; это требует умственного очищения, контроля над вкусом, чувством вкуса, наслаждением от богатой пищи и над привычками к напиткам. Если вы контролируете свои привычки питания и употребления напитков, вы в значительной мере можете контролировать свои почки и тонкий кишечник.

Самьяма в Сурье, Чандре и Дхруве - это не Самьяма в астрономическом плане. Это скорее Самьяма в гастрономическом плане. Пища также управляет в большой степени нашими половыми и чувственными привычками.

С чистым телом и с чистыми привычками, теперь сядьте прямо и сделайте глубокий вдох; задержите на некоторое время дыхание и мысленно сконцентрируйтесь на хвостовой области спинного мозга. Постепенно ум, нематериальное должны начать реагировать с нервами хвостового отдела спинного мозга. Ощущайте, что вы словно сами проникаете внутрь хвостового конца спинного мозга, или ощущайте, что ваша прана оживляет эту часть спинного мозга, которая так долго находилась в скрытом и бездеятельном состоянии.

Это Самьяма, с которой следует начать.
Следующая Самьяма должна быть в Брахмачакре или Набхи чакре. Сделайте глубокий вдох (Пурака), паузу на некоторое время (Антах-кумбхака) и, находясь в состоянии этой паузы, мысленно концентрируйтесь на области пупка. Делайте самовнушение, что вы словно поднимаетесь из ниже расположенной чакры в эту область Набхи.

Практикуйте это ежедневно на 5 - 10 счетов. Медленно выполните Речаку (выдох) и расслабьтесь. С помощью самовнушения старайтесь представить, что ваша Прана проходит по спинному мозгу от копчика к пупку.

С этим самовнушением сжимайте анус и мысленно поднимайте себя из этой области (у Мулядхара чакры).
Обычно я не советую кому-либо из своих читателей идти дальше Набхи чакры. Для большинства из нас Самьяма до Набхи чакры более, чем достаточна и не содержит в себе риска. Не рискуйте своими пранами в спинном мозге. Не пытайтесь даже мысленно с помощью самовнушения подниматься от набхи или пупка к Хридае или сердцу.

Кроме всего прочего, сердце - нежный орган, и требуется большая осторожность и внимательность для вмешательства в дела этой области.
Для областей, расположенных выше Набхи, я дам просто беглый обзор. Я с великой радостью предпишу мысленные прыжки от одной области к другой. Сделайте глубокий вдох (Пурака) и мысленно начните совершать свои прыжки от Мулядхара чакры (в области ануса и гениталий) к пупку; пауза на 2 - 3 счета; затем из этой области - к Хридайе или сердцу; опять пауза на 2-3 счёта; затем, от сердца - к горлу (Вишуддхи, Кантха или Раса чакра); затем, четвёртый прыжок от Кантхи или горла - к Джьоти или Аджна чакре (область между глаз или между ушей), а теперь – пятый и последний прыжок от Аджна чакры к Апах или Мурдха чакре в области головного мозга.
Пожалуйста,   не   делайте   самовнушения,   что   вы   продвигаетесь в своей Пране (фактически, в Удане) по спинному мозгу за предел Набхи. Тогда вы будете в безопасности. Эти пять прыжков могут закончиться за 10 - 15 счетов.

Думайте о своем Боге; молитесь Ему и взывайте к Нему ради благополучия этих областей и для очищения головы и сердца.
б) Направление этого приятного путешествия и временного пребывания теперь может быть изменено. После глубокой Пураки выполните Речаку (выдох после глубокого вдоха). Теперь начните со своей Бахих-кубхаки (или задержки после выдоха), и пока пребываете в этом состоянии, начните свои приятные прыжки, временные пребывания или путешествия с высшей чакры до ануса - половой области с мысленной паузой на один счет на каждой чакре.
(1) от Апах до Джьоти чакры;
(2) от Джьоти до Раса чакры;
(3) от Раса чакры до Амрита чакры;
(4) от Амрита чакры до Брахма чакры и, наконец,
(5) от Брахма чакры до Бхух-бхувах-свах чакры.
Было бы замечательно, если бы вы заканчивали цикл, имея умственный прыжок от самой низшей чакры до самой высшей, т.е. от Бхух-бхувах-свах чакры до Апах чакры.
в) Теперь я возьму вас в третий тип путешествия. Оно начинается от Кантхи (Раса чакра) или губ (область вач) после глубокого вдоха (глубокая Пурака); от области Расы, прыжок до области ноздрей (или область между Раса чакрой и Джьоти чакрой); затем от этой области до области джьоти (области между глазами), два счёта пауза во всех этих остановках; ещё два счёта пауза, давайте назовём её паузой в точке, расположенной между ушами, совсем рядом с областью Джьоти, но несколько сзади в головном мозге (область Апах или область Мурдха). После паузы в два счёта, прыгайте к пупку (от Мурдхи или Апа-чакры до Набхи или Брахма-чакры). Теперь от пупка или Набхи-чакры наше путешествие снова продолжится в верхнем направлении: от Набхи (пупок или Брахма) чакры сделайте мысленный прыжок к Амрите (сердце или Хридая) чакре; а теперь от этой Хридая или Амрита чакры переходите к Кантхе (горлу или Раса-чакре).

Теперь от Раса-чакры (т.е. от области Кантхи или горла) опускайтесь в Мулядхара чакру или самую нижнюю область спинного мозга.
Для этого третьего путешествия сядьте, скрестив ноги, глаза смотрят вперёд, руки расслабленно опущены так, что ладонь левой кисти лежит на ладони правой кисти, и лежат они ниже пупка, близ половых органов. Сделайте глубокий вдох (Пурака) и, находясь в состоянии Антхах-кумбхаки, совершите это путешествие.
15.8. Для трех предписанных путешествий запомните, пожалуйста, три следующих сочетания мантр или формул; они помогут вам в указании стадий или остановок для паузы (конечно, они предполагают различные области чакр).
Для путешествия (а):
Следующая мантра в обратном порядке:
ОМ Апах-джьотих-расах-амритам-брахма-Бхух-Бхувах-Свах ОМ.
Для путешествия (б):
Бхух пунату шираси: Апах или мурдха-чакра (головной мозг или голова).
Бхувах пунату нетрайох: Джьотих или аджна чакра (глаза).
Свах пунату кантхе: Расах-чакра (Кантха или горло).
Махах пунату хридае: Амрита-чакра (Хридая или сердце).
Джанах пунату набхьям: Брахма-чакра (Набхи или пупок).
Тапах пунату падайох: Бхух-бхувах-свах чакра (область ануса и половых органов или Мулядхара)
Сатьям пунату пунах-щираси: Опять апах или область головного мозга.
Для этого путешествия сядьте, скрестив ноги так, чтобы ваши стопы (лодыжки) были рядом с областью ануса и половых органов и, следовательно, тапах пунату падайох, или рядом с областью Мулядхары.
Для путешествия (в):
Сядьте, скрестив ноги, прямо, обе руки свободно опущены. Ладонь одной кисти лежит на другой и обе ладони покоятся под пупком рядом с половыми органами.
Вак-вак: рядом с губами на уровне горла: область Расах.
Пранах-пранах: на уровне ноздрей между областей Расах и Джьотих.
Чакшух-чакшух: между глаз; Джьотих чакра.
Шротрам-шротрам: между ушами, позади середины между глазами в головном мозгу (Апах или Мурдха чакра).
Набхих: у пупка или Брахма или Набхи чакра.
Хридаям: у области сердца или Амрита чакра.
Кантхах: у горла или Раса чакра.
Ширах: у Апах или Мурдха чакры, головной мозг.
Бахубхьям яшобалям-караталя-караприштхе: Бхух-бхувах-свах - области, область Мулядхары рядом с вашими ладонями.
Добавленные к трём верхним, мы имеем две хорошо известные мантры для Пранаямы и созерцательной медитации и повторений:
ОМ Бхух + ОМ Бхувах + ОМ Свах + ОМ Махах + ОМ Джанах + ОМ Тапах + ОМ Сатьям
ОМ-Бхур-бхувах-свах;
тат-савитур-вареньям;
бхарго дэвасья дхимахи;
дхийо-йо-нах прачодаят. (Гаятри или Савитри Мантра).



Содержание раздела