Последовательность артикулируемых звуков


Такая целостная последовательность артикулируемых звуков, отнесенная в результате условного соглашения к данным объектам
и передающая содержание единичного ментального акта, есть слово, то есть обозначающее как знак обозначаемого объекта. Это единичное слово представляет сферу единичного ментального акта и производитс единичным усилием органов артикуляции. Оно не имеет частей или внутренней последовательности и не состоит из физических звуков. Оно ментально и вводится в действие благодаря восприятию последнего звука. Если у человека возникает желание сообщить нечто другим, то он может выразить это посредством только артикулируемых звуков, воспринимаемых слушателями.

Использование языка, не имеющего начала во времени, насыщает рассудок обычных людей следами бессознательных впечатлений, благодаря которым и возможно правильное понимание языка. При этом слово рассматривается как обладающее высшей реальностью.
Его эмпирическая делимость на звуки связана с условным соглашением: такое-то множество звуков, оканчивающееся на такой-то звук, обозначает такой-то объект 2. Однако условное соглашение - по сути, припоминание прежнего словоупотребления, основанное на ложном отождествлении слова и референта: Слово есть то же, что и этот объект; Этот объект есть то же, что и это слово 3. Таким образом, условное соглашение сводится по своей форме к взаимоналожению, вследствие которого слова, объекты и понятия смешиваются между собой: корова - слово, корова - объект и корова - понятие. Кто знает, что эти три аспекта совершенно различны, тот поистине наделен всеведением.
Далее, во всех словах заключена способность представлять законченное предложение. Так, когда мы говорим дерево, то подразумевается, что оно существует, поскольку обозначаемый словом объект не может быть лишен существования.

Точно так же не может быть действия, обозначаемого глаголом, без средства его осуществления. Когда мы говорим варит, имплицитно вводятся все актанты, с необходимостью проясняющие смысл высказывания: агент - человек по имени Чайтра, объект - рисовая каша, средство - огонь.
Можно также видеть, что строение слова способно передавать смысл предложения: шротрия - тот, кто знает ведийские тексты наизусть; живет - сохраняет жизненное дыхание. Вместе с тем значение слов проявляется в предложении; поэтому, чтобы определить, выражает ли слово действие или отношение между именем и глаголом, оно должно быть выделено из предложения и проанализировано грамматически. В противном случае такие слова, как бхавати, ашвах, аджапая 4 и другие, останутся непонятными, ибо по внешней форме они совпадают и с именем, и с глаголом, и торой связана аффективная окрашенность.

Если познавательный акт другого индивида имеет соответствующую опору, то эта опора не может быть объектом сознания йогина. Таким объектом выступает только содержание сознания другого индивида.
27. Благодаря санъяме на внешней форме тела
при устранении ее способности быть воспринимаемой в результате прекращения контакта между органом зрения и светом возникает невидимость.
Благодаря санъяме на внешней форме тела йогин устраняет способность формы быть объектом восприятия. При наличии препятствия для способности быть воспринимаемым, когда отсутствует связь между органом зрения и светом, йогин становится невидимым.
Исчезновение звука и прочего следует понимать по аналогии с тем, что было сказано о невидимости.
22. Карма может иметь непосредственный результат и результат, отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на основании дурных предзнаменований возникает знание о предстоящей кончине.
Карма, созревающая на протяжении данной жизни 1, бывает двух видов: дающая непосредственный результат и приносящая результат, отстоящий во времени. Как мокрая одежда, будучи разостланой для просушки, высыхает за короткое время, так и карма, дающая непосредственный результат; как та же самая одежда, свернутая комом, сохнет долгое время, так и карма, приносящая результат, отстоящий во времени.

Или еще одна аналогия: как огонь, упавший в сухую траву и раздуваемый ветром, сжигает все очень быстро, так и непосредственный результат кармы ; и как тот же самый огонь, последовательно подносимый к пучкам травы, сжигает их очень долго, так и отстоящий во времени результат кармы.


Итак, карма, ограниченная одной жизнью и определяющая ее протяженность, бывает двух видов: дающая непосредственный результат и приносящая результат, отодвинутый во времени. Благодаря санъяме на ней у йогина возникает знание о предстоящем окончании жизни.
Или, как сказано в сутре, на основании дурных предзнаменований. Дурные предзнаменования - трех видов: касающиеся самого индивида, касающиеся других живых существ и относящиеся к божественным существам. Из них касающиеся самого индивида - те, когда с закрытыми ушами он не слышит звуков в собственном теле или когда с закрытыми глазами он не видит внутреннего света. Предзнаменования, касающиеся других живых существ, - те, когда он видит посланцев Ямы или когда он неожиданно видит наяву давно умерших предков.

Предзнаменования, относящиеся к божественным существам 2, - когда он неожиданно видит небесный рай или сиддхов или когда он видит все в перевернутом виде 3. Из этого он также узнает о близкой кончине.
23. Благодаря санъяме на дружелюбии и других чувствах возникают силы дружелюбия и прочих чувств.
Дружелюбие, сострадание и радость - три благих чувства. Так, воспитывая в себе дружелюбие по отношению к живым существам, пребывающим в счастливом состоянии, йогин обретает силу дружелюбия; культивируя сострадание к существам, подверженным страданию, он обретает силу сострадания; культивируя радость по отношению к существам, склонным к добродетели, он обретает силу радости.
Сосредоточение, которое возникает при культивировании этих чувств, есть санъяма. Из нее и рождаются силы, то есть не встречающие препятствий энергии.
Однако беспристрастность по отношению к тем, кто склонен к греху, не является чувством, которое следует культивировать йогину, и потому сосредоточения на нем не бывает. Следовательно, из беспристрастности никакой силы не возникает, ибо санъяма на ней отсутствует.
24. Благодаря санъяме на силах возникает сила слона и прочие силы.
Благодаря санъяме на силе слона у йогина возникает сила слона; благодаря санъяме на силе царя Гарудов Вайнатеи возникает сила Вайнатеи; благодаря санъяме на силе ветра возникает сила ветра и так далее.
25. Благодаря направленности света деятельности манаса возникает знание тонких, скрытых и удаленных объектов.
Деятельность манаса, то есть интеллекта, была ранее названа проливающей свет. Йогин, направляя ее свет на тонкий, или скрытый, или очень далекий объект, обретает знание такого объекта.
26. Благодаря санъяме на Солнце возникает знание Вселенной.
Она включает семь миров 1. Из них мир Земли простирается от Авичи 2 и до вершины горы Меру. Начиная от вершины Меру и до Полярной звезды расположен мир промежуточного пространства с различными планетами, созвездиями и звездами.

Над ним простирается пятеричный Небесный мир.
Этот мир включает третий мир - Махендры, четвертый - мир Махат Праджапати и тройственный мир Брахмы, а именно:
пятый - мир Джана, шестой - мир Тапас и седьмой - мир Сатья. Как сказано в суммарной строфе 3, мир Брахмы состоит из трех ступеней, ниже его - Великий мир Праджапати и мир Махендры. Вместе они называются Свар, или Небесный мир.

На своде промежуточного пространства - звезды, на Земле - живые существа.
Затем, сразу над адом Авичи, последовательно размещаются шесть ступеней Великого ада, опирающиеся на твердь, на воду, на огонь, на ветер, на акашу и на тьму,- Махакала, Амбариша, Раурава, Махараурава, Каласутра и Андхатамисра 4. Здесь рождаются живые существа, обреченные на мучительную и долгую жизнь и испытывающие неисчислимые страдания вследствие своей кармы.
Над ними расположены семь нижних сфер, называемых Махатала, Расатала, Атала, Сутала, Витала, Талатала и Патала. Восьмая сфера - это земля Васумати 5 с ее семью континентами, в центре которой высится золотая царица гор Сумеру.

Ее вершины - из серебра, лазурита, хрусталя и золота. Благодаря отраженному сиянию лазурита южная часть неба над ней темно-синего цвета, как у листьев синего лотоса; восточная - белого цвета; западная - прозрачна как хрусталь; северная - пурпурного цвета.



Содержание раздела