Чтение мантр


Совершенные способности, обретаемые благодаря лекарственным снадобьям - эликсиру жизни 2 и прочим, - могут быть обретены в местах пребывания асуров.
Благодаря чтению мантр достигаются совершенные способности передвижения в пространстве, предельного уменьшения в размере и т. д.
Способность осуществления задуманного появляется благодаря практике аскетизма; это способность принимать любую желаемую форму, попадать куда захочется и т. д.
Совершенные способности, порождаемые йогическим сосредоточением, были объяснены ранее.
Что касается тел и органов, сформировавшихся в прежней форме существования, то
2. их трансформация в другую форму существования происходит в результате восполнения первопричины 1.
При прекращении процесса прежнего изменения начинается процесс нового изменения тела и органов чувств, поскольку они должны прийти в соответствие со строением частей организма , чего ранее не было. При этом производящие причины тел и органов чувств служат основой собственных видоизменений, доводя их до завершенности сообразно таким инструментальным причинам, как праведность 2 и прочее.
3. Инструментальная причина не является побудителем производящих причин, но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца при орошении полей.
Инструментальная причина - праведность и тому подобное - ни в коей степени не является побудителем производящих причин, ибо причина вообще не может быть актуализирована через следствие .
- Что же в таком случае происходит?
- Как сказано в сутре, благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца. Как земледелец, желающий пустить воду 2 с одного залитого поля на другое, расположенное на одном уровне с первым, или несколько ниже, или совсем внизу, не носит воду руками, а лишь разрушает земляную перемычку и вода сама устремляется в проделанную брешь на соседнее поле, так и праведность (дхарма) разрушает неправедность (адхарму) - препятствие для производящих причин.

И производящие причины сами собой через эту брешь, то есть инструментальную возможность, видоизменяют собственный образ.
Далее, когда тот же земледелец на уже орошенном поле не может заставить питательные соки, находящиеся в воде и в земле, проникнуть к корням риса, что он делает в таком случае? Он выпалывает произрастающие на этом поле стручковые злаки, кормовые травы, маис и т. д. И когда они удалены, питательные соки сами проникают к корням риса. Так и дхарма есть инструментальная причина, действующая лишь при устранении адхармы, поскольку чистота и грязь абсолютно противоположны. Но дхарма сама по себе не является причиной, вызывающей развертывание пракрити.

В качестве примера здесь можно привести Нандишвару и других.
И наоборот, адхарма (неправедность) выступает препятствием для дхармы; вследствие этого и развивается все нечистое. Примером здесь могут служить Нахуша, превратившийся в змея, Аджа-гара 3 и другие.
Но когда йогин магическим образом сотворяет множество тел, наделены ли они, как в этом случае, одним общим рассудком или же многими?
Поэтому Патанджали говорит:
4. Сотворенные сознания могут возникнуть только из самости.
Опираясь только на самость как порождающую причину сознания, йогин и создает магически сотворенные сознания 1. Поэтому все магическим образом сотворенные тела обладают отдельными сознаниями.
5. При всем разнообразии их деятельности сознание, которое направляет действие многих, одно.
- Каким образом деятельность многих отдельных сознаний определяется целью лишь одного сознания?
- Йогин сотворяет одно сознание, которым и направляется действие многих сознаний. Отсюда разнообразие их деятельности.
6. Из этих видов сознания то, что порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов.
Сотворенное сознание - пяти видов, поскольку совершенные способности возникают благодаря соответствующей форме рождения, лекарственным снадобьям, мантрам, практике аскетизма и йогическому сосредоточению. Из них только то сознание, которое порождено йогическим сосредоточением, единственно не оставляет скрытых следов аффективности 1. Лишь в нем отсутствуют бессознательные впечатления, вызывающие активное проявление влечения и прочие аффекты. Оно не связано ни с добродетелью, ни с грехом, ибо йогин избавлен от аффективности.



У других, однако, существует скрытый след кармы.
Отсюда
7. карма йогина не белая, не черная; у других же - трех видов.
Как известно, родовая характеристика кармы включает четыре вида: черная, белая-черная, белая и не белая, не черная 1. Из них черная карма - у злодеев. Белая-черная осуществляется с помощью внешних средств реализации. В этом случае накопление скрытых следов кармы происходит в результате злых или добрых свершений по отношению к другим. Белая карма - у тех, кто посвятил себя подвижничеству, изучению священных текстов и созерцанию.

Ввиду того что она опирается только на разум, она не зависит 2 от внешних средств реализации и не связана с причинением зла другим; не белая и не черная карма - у странствующих отшельников, полностью устранивших все аффекты и пребывающих в своем последнем телесном воплощении.
Из этих четырех видов карма йогина не белая, поскольку он отверг плоды даже благих действий, и не черная, поскольку его органы чувств отвлечены от внешних объектов.
У других живых существ, однако, карма бывает только первых трех видов.
8. Отсюда проявление только тех бессознательных впечатлений, которые соответствуют созреванию плода своей кармы.
Отсюда, то есть вследствие кармы трех видов. Только тех... которые соответствуют созреванию плода своей кармы означает, что те бессознательные впечатления, которые соответствуют созреванию плода кармы, принадлежащему к одному с ними виду, неразрывно связаны со следствием прежней деятельности.

Только они и проявляются (в данной форме существования.
Так, карма богов в процессе своего созревания не может стать причиной проявления бессознательных впечатлений, свойственных обитателям ада, животным или людям. В ней проявляются бессознательные впечатления, которые соответствуют только божественной форме существования.
Аналогичное рассуждение применимо также и к обитателям ада, животным и людям.
9. Бессознательные впечатления, даже разделенные
формой рождения, пространством и временем, находятся в неразрывной связи вследствие однородности памяти и формирующих факторов 1.
Например, возникновение плода кармы, приводящего к рождению в образе кота, обнаруживается благодаря реализации условий, вызывающих их самопроявление 2. Даже если оно отделено сотней иных форм рождения, или далекими расстояниями, или сотней космических периодов творения, плод кармы в случае возникновения соответствующих условий проявится немедленно в связи с бессознательными впечатлениями, сформировавшимися ввиду опыта существования в образе кота в одном из прошлых рождений.
- Почему?
- Потому что, хотя такие бессознательные впечатления могут быть весьма отдаленными, карма, созреванию плода которой они соответствуют, выступает действенным условием их проявления. Это и есть неразрывная связь бессознательных впечатлений.
- Почему она существует ?
- Вследствие однородности памяти и формирующих факторов. Каков опыт прошлых существований, таковы и формирующие факторы. В свою очередь, эти санскары соответствуют бессознательным впечатлениям, обретенным в результате прошлой деятельности. А каковы бессознательные впечатления, такова и память.

Память обусловливается формирующими факторами, отделенными типом рождения, пространством и временем, а формирующие факторы, в свою очередь, обусловлены памятью. Таким образом, и память, и формирующие факторы проявляются в силу того, что бессознательные следы кармы обретают свою действенность. А отсюда неразрывность связи бессознательных впечатлений , даже отдаленных во времени от созревания плода кармы, полностью доказана, поскольку отношение причины, определяющей карму, и следствия, определяемого кармой, неразрывно 3.
10. И они безначальны, ибо жажда жизни вечна.
Безначальность этих бессознательных впечатлений проистекает из вечности жажды жизни 1. Известное самопожелание:
Да не перестану я быть! Да буду я всегда!

2, свойственное всему живущему, не является чем-то самообусловленным.
- Почему?
- Как может страх смерти, имеющий своей причиной воспоминание о прошлом страдании и отвращение к нему, появиться у только что рожденного существа, которое еще не обладает опытом того, что все живое подвержено смерти? Кроме того, самосущая реальность не нуждается в причине для своего возникновения. Следовательно, это сознание, наполненное не имеющими начала бессознательными впечатлениями и актуализирующее лишь некоторые из них при соответствующих условиях, существует как объект опыта Пуруши 3.



Содержание раздела