Что такое отвлечение органов чувств?


Что еще?
53. ...и пригодность манаса 1 к концентрации.
Именно благодаря использованию пракгики пранаямы интеллект становится способным к концентрации), и, как было сказано выше, он достигает стабильности благодаря выдоху и задержке праны.
Далее, что такое отвлечение органов чувств?
54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - это и есть отвлечение.
Когда отсутствует соединение с соответствующими объектами, органы чувств, как бы следуя внутренней форме сознания, прекращают (свою деятельность, подобно сознанию при остановке развертывания его содержаний. Они не нуждаются в других средствах, как, например, контроле со стороны иных органов чувств. Подобно тому, как пчелы поднимаются вверх, когда взлетает пчела-матка, и опускаются, когда она садится, так и органы чувств прекращают свою деятельность при остановке деятельности сознания.

Это и есть отвлечение.
55. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств.
Некоторые считают, что отсутствие страстного влечения к объектам - звуку и т. д.- это и есть подчинение, или контроль, органов чувств. Страстное влечение есть привязанность: она отвлекает йогина от блаженства.

Другие же говорят, что незапрещенный чувственный опыт является вполне законным 1. Иные считают, что соединение органов чувств со звуками и прочими объектами может происходить по собственному желанию. Еще кое-кто полагает, что подчинение органов чувств - это восприятие звуков и т. д., свободное от удовольствия или страдания, при отсутствии страстного желания и враждебности.
Джайгишавья, однако, говорит, что подчинение органов чувств есть всего лишь отсутствие чувственного восприятия вследствие концентрации сознания на одной точке. Отсюда полный контроль, то есть прекращение деятельности органов чувств и при остановке деятельности сознания.

Поэтому йогины не нуждаются в применении иных средств, требующих определенных усилий, наподобие подчинения других органов чувств.
На этом вторая глава, носящая название Способы осуществления йоги, в Йога-шастре Патанджали закончена.
Глава III
О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ.
Пять внешних компонентов, то есть средств осуществления йоги, были рассмотрены выше. Теперь необходимо рассмотреть концентрацию.
7. Концентрация есть фиксация сознания на определенном месте.
Концентрация есть фиксация сознания - по способу деятельности - на пупочной чакре, на лотосе сердца, на лучезарном центре в голове, на кончике носа и на прочих подобных местах на теле или же на внешних объектах 1.
2. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность однородных состояний сознания на этом месте.
Сфокусированность сознания 1 на созерцаемом объекте, находящемся в данном месте, или, иными словами, однородное течение содержаний сознания, не нарушаемое 2 другими содержа- i ниями, и есть дхьяна, то есть созерцание 3.
3. Именно оно, высвечивающее только объект и как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
Когда созерцание проявляется лишь как форма созерцаемого объекта 1, будучи как бы лишенным своей собственной формы, то есть самосознания, тогда вследствие полного растворения во
внутренней сущности созерцаемого объекта оно называется сосредоточением 2.
Эти три высшие функции сознания - концентрация, созерцание и сосредоточение,-• взятые вместе, получают название санъяма.
4. Три вместе - санъяма.
Три средства осуществления йоги, имея одну и ту же сферу применения, называются санъяма, то есть высшая дисциплина сознания. Таким образом, санъяма есть технический термин для обозначения этих трех функций сознания в данной системе 1.
5. Благодаря овладению ей возникает свет мудрости.
Благодаря овладению санъямой возникает свет мудрости 1, порождаемой сосредоточением. В той мере, в какой санъяма обретает все более устойчивый характер, в такой же мере мудрость сосредоточения становится все более ясной.
6. Ее применение осуществляется постадийно.
Применение 1 санъямы относится к той ступени практики, которая следует непосредственно после ступени, уже преодоленной посредством этой санъямы. Ни один йогин, не овладевший предшествующей ступенью практики, не может, переступив через следующую ступень, достичь санъямы более высоких ступеней.



А при ее отсутствии, откуда же может возникнуть у него свет мудрости?
Далее, санъяма йогина, который вследствие упования 2 на Ишвару овладел более высокой ступенью, не применяется для чтения мыслей и т. п. тех, кто находится на более низких ступенях практики 3.
- Почему?
- Потому что эта цель достигается иными средствами. Лишь йога учит тому, -что такая-то ступень непосредственно следует за данной ступенью.
- Каким образом?
- Об этом сказано: Йога должна познаваться посредством йоги; йога развивается благодаря йоге. Тот, кто усердно практикует йогу, долго пребывает радостным в йоге.
7. Три - внутренние в отличие от предшествующих.
Эти три - концентрация, созерцание и сосредоточение - суть внутренние средства 1 познавательного сосредоточения в отличие от первых пяти - самоконтроля и прочих средств осуществления йоги 2.
8. И они же - внешние средства сосредоточения, лишенного семени 1.
Эти же три внутренних средства осуществления выступают внешними средствами йоги, лишенной семени.
- Почему?
- Потому что она возникает при их прекращении 2. Но если в момент прекращения деятельности сознания развертывание гун продолжается, то какова в этом случае природа изменения сознания?
9. Изменение сознания на стадии остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения его деятельности, есть не что иное, как ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном состоянии 1.
Активно проявляющиеся санскары, или формирующие факторы, есть качественно-определенные состояния сознания (психики); по своей сущности они не являются познавательными актами и потому не могут быть остановлены при прекращении познавательных актов 2. Подавленные (букв. остановленные. - Пер.) санскары также есть качественно-определенные состояния сознания. Их ослабление и появление 3 означает, что- активно действующие санскары идут на убыль, а вместо них) обретаются остановленные санскары.

Момент остановки нераздельно связан с сознанием.
Такое чередование санскар, происходящее каждый момент в данном сознании, и есть изменение сознания на стадии остановки. Тогда в сознании остаются одни лишь санскары, или формирующие факторы. Это было объяснено ранее в связи с сосредоточением, достигаемым при прекращении деятельности сознания 4.
10. Его спокойное течение достигается благодаря санскаре.
Спокойное течение сознания 1 возникает в зависимости от искусности работы с санскарами в остановленном состоянии, или, как сказано в сутре, благодаря санскаре. При ослаблении таких санскар санскара, тяготеющая к остановке, подавляется той, что наделена свойством активного проявления 2.
11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправ-ленности сознания и возникновение его однонаправленности 1.
Направленность на все объекты есть свойство сознания; однонаправленность также есть свойство сознания. Прекращение многонаправленности означает ее постепенное исчезновение.

Возникновение однонаправленности, или концентрация сознания, есть ее появление,- таков смысл сутры.
Сознание выступает носителем обоих этих свойств. И так это сознание, сопровождаемое обоими свойствами - исчезновением многонаправленности и возникновением однонаправленности, - являющимися самой его сущностью, достигает сосредоточенности 2. Это и есть изменение/развитие сосредоточения сознания 3.
12. И, наконец, изменение однонаправленности сознания - это тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.
Прошлое, то есть предшествующее, содержание сконцентрированного сознания 1 называется успокоенным 2, а следующее за ним и тождественное ему содержание называется возникшим 3. Сознание в состоянии сосредоточения неразрывно связано с обоими типами познавательных содержаний, и так продолжается до тех пор, пока не наступает прекращение сосредоточения 4. В действительности это и есть изменение/развитие однонаправленности сознания как носителя качественно-определенных состояний 5.



Содержание раздела