Человек является хозяином своей судьбы


Шри Шанкарачарья, представитель философии Адвайты, духовный гигант и блестящий гений, родился в крайней бедности, в неблагоприятных условиях и окружении. Существуют тысячи подобных примеров.

Следовательно, совершенно очевидно, что неблагоприятное окружение не может уничтожить потенциал величия и замечательное будущее гениев и что человек может перерасти окружение посредством старательного усилия, целостности, искренности намерения, железной воли и непоколебимой решительности.
Каждый человек рождается со своими Самскарами. Его ум - это не Табулараса или чистый лист бумаги. Он содержит впечатления от мыслей и действий из предыдущих рождений. Самскары являются скрытыми потенциальностями. Эти добрые Самскары обладают ценными качествами для человека.

Даже хотя он помещён в неблагоприятное окружение, эти Самскары дают ему защиту от посторонних нежелательных враждебных влияний. Они помогают его росту и эволюции. В Гите Бог Кришна говорит:
“Здесь он восстанавливает характеристики, принадлежащие к его предыдущему телу, и с ними он вновь трудится для совершенства, о радость Куру.” (гл.6, Шлока 43).
Не упускайте ни одного удобного случая. Помогайте себе при всяком удобном случае. Всякий удобный случай предназначен для вашего подъёма и развития. Если вы видите больного человека, лежащего на обочине дороги в беспомощном состоянии, взвалите его на спину или на тонгу и отвезите в ближайшую больницу.

Ухаживайте за ним. Дайте ему горячего молока, чая или кофе. Помойте ему ноги с божественной Бхавой.

Ощущайте всепроникающего, всепропитывающего, взаимопроникающего Бога, пребывающего в нём. Старайтесь видеть божественность в блеске его глаз, в его крике, в его дыхании, в пульсации артерий, в движении его лёгких. Бог дал вам этот удобный случай для развития милосердия и любви, для очищения вашего сердца и для устранения Гхрины, ненависти и ревности. Иногда, если вы очень робки, Бог поместит вас в такие обстоятельства, где вы вынуждены будете проявить храбрость и присутствие духа, рискуя своей жизнью. Те мировые личности, которые поднялись до высокого положения, использовали все удобные случаи для большей выгоды.

Бог формирует ум человеческих существ, давая им удобные случаи.
Помните, что в вашей слабости лежит сила, поскольку вы будете всегда в бдительном состоянии, чтобы охранять себя. Бедность обладает своими собственными добродетелями.

Бедность вселяет скромность, энергию, силу терпения и дух борьбы и упорства, в то время как роскошь порождает лень, гордость, слабость, инерцию и всякого рода вредные привычки.
Следовательно, не ворчите из-за плохого окружения. Создайте свой собственный умственный мир и окружение. Тот человек, который пытается эволюционировать или расти в неблагоприятных условиях, действительно становится очень сильным человеком. Ничто не сможет поколебать его. Он будет как гранитная скала.

У него будут железные нервы. Можно определённо сказать, что человек не является порождением окружения или обстоятельств. Он может контролировать и видоизменять их с помощью своих способностей, мыслей, хороших действий и правильных усилий (Пурушартха). Тхивра Пурушартха может изменить судьбу.

Поэтому Васиштхаджи и Бхишма ставили Пурушартху выше судьбы. Следовательно, дорогие братья, применяйте усилия, завоёвывайте натуру и радуйтесь в вечном Сатчидананда Атмане.
IV.5. Человек является хозяином своей судьбы
Некоторые невежественные люди говорят: “Карма делает всё. Всё является судьбой.

Если мне предназначено моей Кармой быть таким-то или таким-то, почему тогда я должен прилагать усилия? Это всего лишь моя судьба.” Это - фатализм. Это приведёт к инерции, застою и к несчастьям. Это полное непонимание законов Кармы. Это ошибочная аргументация.

Умный человек определённо не будет ставить вопрос таким образом. Вы сделали свою собственную судьбу изнутри, своими мыслями и действиями. Теперь у вас есть свободная воля для выбора. Вы обладаете Сватантрой в действии. Плут не является просто внешним плутом.

Поместите его в компанию святого. Он мгновенно изменится. Теперь он будет думать и действовать совершенно по-другому, и он изменит свою судьбу. Он станет святым по характеру. Бандит Ратнагар превратился в мудреца Валмики под влиянием Риши Нарады.



Джагай и Мадай, два первоклассных плута, изменились под влиянием Нитьянанды, ученика Бога Гауранги. Вам лишь нужно обладать желанием, думать и действовать. Вы можете изменить Карму в любом направлении, в каком пожелаете.

Вы можете стать Йогом или Джнани с помощью правильного желания, правильного мышления и правильного действия. Вы можете достичь положения Индры или Брахмы с помощью хорошей Кармы. Человек не является беспомощным существом.

Он обладает своей собственной свободной волей.
Человек сеет действие или мысль и пожинает привычку действовать или думать. Он сеет привычку и пожинает характер. Он сеет характер и пожинает судьбу. Привычка является второй натурой или даже скорее первой натурой человека.

Человек создал свою собственную судьбу, думая и действуя. Он может изменить свою судьбу.

Он является хозяином своей судьбы. В этом нет никакого сомнения. С помощью правильного мышления и Вичары и сильной Пурушартхи человек может стать хозяином своей судьбы. Маркандея изменил свою судьбу с помощью Тапаса и поклонения Богу Шиве.

Вишвамитра стал Брахмарши посредством сурового Тапаса и изменил свою судьбу. Вы тоже можете сделать это, если обладаете сильной волей и железной решительностью. Васиштхаджи проповедовал Пурушартху Шри Раме в Йоге Васиштхе.

Савитри изменила судьбу своего мужа Сатьявана посредством силы своей Пативрата Дхармы. Подобно тому, как вы можете изменить характер почерка, когда пишете, от наклонного стиля к вертикальному стилю, точно так же вы можете изменить свою судьбу, изменив способ мышления. Сейчас вы думаете таким образом: “Я мистер Такой-то и Такой-то,” - идентифицируя себя с телом и другими Упадхи или ограничивающими приложениями.

Теперь начните движение в противоположном направлении. Думайте: “Я - Брахман. Я - бессмертная Душа во всём.

Я - всепроникающий свет, сознательность или чистое сознание.” Ваша судьба изменится. О чём вы думаете, тем вы и станете. Это Садхана. Это Ахамграха-Упасана. Постоянно практикуйте её.

Ощущайте и реализуйте.
Однажды адвокат из Лахора спросил меня: “Свамиджи, вы говорите, что закон Кармы действует с непогрешимой точностью во всех людях. Человек желает, думает и действует. Если действия, которые я совершаю теперь, вышли из моих прошлых мыслей, и если мои прошлые мысли являются результатом моих желаний в ещё более отдалённом прошлом, не являюсь ли я безнадёжно связанным? Я подобен соломинке, которая подхватывается ветром и носится туда-сюда.

Я должен действовать в соответствии с моей мыслью. Я дожен думать в соответствии с моим желанием. Здесь нет надежды для моей свободы действия и мышления.

Это вовсе не апелляция к своему уму. Пожалуйста, пролейте свет на этот важный вопрос.”
Я ответил: “Вот посмотрите, мистер Даулатрам! Человек обретает новые опыты и новые знания каждый день. Ум развивается каждую секунду. Для него существует определённая возможность изменить свои желания, мысли и действия.

Предположим, существует вор, и он крадёт. Он крадёт вещи других людей, не ставя об этом их в известность, и в результате попадает в тюрьму.

Люди ненавидят его. Он получает множество переживаний.

Он постоянно чувствует себя очень несчастным. Теперь он решает отказаться от воровства. Он меняет свои желания. Теперь он хочет вести честную жизнь.

Его старые Самскары, его старые мысли пытаются сопротивляться и вернуться вновь и вновь. Но, благодаря решительным усилиям, он может изменить свои мысли, желания и действия и может стать очень хорошим, благонравным человеком и достичь совершенства, свободы и бессмертия.”
IV.5.1. Избранные отрывки
1. Отметьте слова из Йога Васиштхи в этой связи:
“Не существует иного понятия судьбы, нежели то, что судьба - это следствие наших предыдущих усилий.” (2-6-4).
“Наши предыдущие усилия названы нашей судьбой.” (2-6-36).
“Наши достижения определены нашими усилиями. Следовательно, наши усилия являются нашей судьбой.” (2-6-2).
“Наши предшествующие и настоящие усилия, в том случае, если они действуют в противоположных направлениях, подобны двум баранам, которые лбами бьются друг с другом. Более мощный из двух всегда опрокидывает другого.” (2-6-10).
“Независимо от того, прошлое это усилие или настоящее, более сильное определяет нашу судьбу. В любом случае собственное усилие человека определяет его судьбу благодаря добродетели его силы.” (2-6-8).
“Человек определяет свою собственную судьбу по своей мысли. Он может сделать так, чтобы случились те вещи, которым не предназначено было случиться.” (5-24-28).
“Душа человека достаточно могущественна. В этом мире происходят только те вещи, которые созданы её собственными свободными усилиями, а не другими.” (5-24-35,36).
“Следовательно, человек должен преодолеть собственную неблагоприятную судьбу (следствие собственных прошлых усилий) с помощью большего усилия в настоящем, стиснув зубы.” (2-5-11).



Содержание раздела