Гирлянда Карма Йоги


V.1. Карма
Шри Р.Кришнасвами Айер, М.А., Б.Л., пишет о Карме в “Хинду Майнд” в октябре 1935 г.:
а. Классификация Кармы
Карма бывает хорошей, плохой или смешанной. Результатами хорошей Кармы являются:
(1)Очищение ума, или, если можно так сказать, устранение шлаков из ума, которые являются результатом мыслей узкого эгоизма и грубой чувственности.
(2)Счастье в более высоких сферах в период между смертью и повторным рождением в этом физическом мире. Если Карма исключительной природы, мыслитель может даже стать своего рода авторитетным должностным лицом в этих более высоких сферах.
(3)Возвращаясь назад, к земной жизни, человек вновь обретает способности для дальнейшего очищения ума. Однако, если Карма совершена без привязанности к её плодам и мыслитель продвигался по пути Джнаны (знания) или по более высоким сферам пути Бхакти (преданность высшему универсальному Духу), обладающий таким умом полностью очищается и, обладая верой в обнаруженную истину, что он и Божественный Объект его преданности фактически едины в я, он не связан возвращением назад к земной жизни ещё раз.
Результатами плохой Кармы являются:
1.Ум становится всё более и более нечистым.
2.Страдания в аду или в преисподней в период между смертью и повторным рождением здесь.
3.Если Карма очень плохая, после страдания в аду мыслитель подвергается рождению в этом мире в более низком животном или растительном царстве в качестве части своего наказания. В некоторых случаях эти более низкие рождения следуют немедленно за предшествующей жизнью на земле.
4.Будучи подвергнутым страданию в аду или в качестве более низкой, чем человеческой, Дживы, мыслитель возвращается снова, чтобы принять человеческое тело. Затем он помещается в очень неблагоприятное окружение для своего дальнейшего прогресса.

Это неблагоприятное окружение или препятствия для развития являются следствием его собственных предыдущих ошибок и злодеяний.
Смешанная Карма является частично плохой, и её результаты следующие:
1.Ум становится чистым в определённых отношениях и более грязным в некоторых других отношениях.
2.Мыслитель страдает определённое время в аду и наслаждается некоторое время в более высоких счастливых сферах.
3.После этого обычно он получает рождение вновь здесь как человек.
б. Западная теория эволюции ошибочна
Эта эволюция и инволюция может, строго говоря, разделяться лишь мыслителем. Раз так, некоторые западные философы выдвигают теорию о том, что существует постепенный прогресс от минерального состояния к растительному, от растительного к животному и от животного к человеку, и называется это теорией эволюции. Во-первых, нет религии в мире, которая бы поддерживала эту теорию, и, как говорит Бенджамин Кидд в своей работе “Социальная эволюция”: “Тенденция закона эволюции в общем рассматривалась как целиком антирелигиозная.” Утверждают, что эволюция происходит во вселенной. Но что является тем, что эволюционирует - об этом они не могут ничего сказать. Они наблюдают различные природы, тела и объекты во вселенной, занимающие различные положения в определённых аспектах, и замечают, что один более 'продвинут', чем другой, и они составляют равномерную лестницу, указывающую на различную степень продвижения.

Но они не говорят, что то, что сейчас обнаружено в более продвинутом состоянии существования, должно быть, в своей сущности существовало прежде и было в менее продвинутом состоянии. Иными словами, они не говорят, что лежащая в основе всего этого сущность, которая несёт более передовую форму или проявляет более высокое состояние сегодня, является той же самой, которая прежде проявлялась в более грубой одежде или функционировала в более низком виде существования.

Фактически они в целом игнорируют необходимость, даже более того, возможность непрерывного присутствия существующей реальности, и своё внимание единственно направили на некоторые отправные пункты на пути эволюции, нисколько не желая узнать, действительно ли существует кто-то путешествующий по дороге, и если это так, то кто это и как он продолжает движение.


Фактически никакая эволюция невозможна из стадии минералов до стадии растений, поскольку в минералах нет ничего такого, что может развиваться. На недавние открытия доктора Босе можно ссылаться лишь по отношению к жизни Ишвары, а не к жизни какой-либо Дживы в минералах. Всё минеральное царство возникло из Тамасического аспекта Майи, и он сформировал материал, который предназначен для создания тел Джив и их средств и мест для поддержки; минеральная материя, не составляющая тело какой-либо Дживы, называется 'неодушевлённой' или 'неорганической' не потому, что здесь нет жизни вообще - поскольку она содержит всё своё существование в жизни Ишвары, - а потому, что здесь нет отдельного координирующего жизненного принципа, связующего вместе несколько атомов в органическом сотрудничестве для служения какой-либо общей цели.

Это присутствие или отсутствие подобной отдельной связующей жизни составляет фактически всё различие между органической и неорганической сторонами природы. Существующий ныне взгляд, выраженный из современной теософской платформы о том, что 'каждая песчинка имеет свою собственную Дживатму', абсолютно неверно и противоречит ясному заявлению в священных писаниях о том, что Дживы могут быть обнаружены только в четырёх классах тел: Джараюджа, Андаджа, Сведаджа и Удбхиджджа.
Что касается взгляда на эволюцию от растений до животных, от животных до человека, западные эволюционисты в действительности не отслеживают прохождение какой-либо сущности от более низкого до более высокого состояния существования. Они лишь способны заметить, что одно существо более 'продвинуто', чем другое, и что эта вселенная заселена существами разнообразных градаций прогресса, умственного и физического.

Они мысленно организуют существа в различные группы, и эти группы, а также существа, помещённые в каждую из этих групп, затем организуются согласно обычной упорядоченной шкале прогресса. Далее они видят, что лестница прогресса, созданная ими в их воображении, представляет действительно прекрасный вид, и они приходят к заключению, что Природа прекрасна Сама по себе, и она может быть причиной прогресса существ лишь в том порядке, в котором располагается их шкала градаций и как она выглядит. В большой библиотеке может находиться огромное количество книг различных градаций мысли или различного размера. Они могут быть установлены в каком-то регулярном порядке, но разве это позволяет сделать заключение, что книга, написанная прогрессивным автором, 'эволюционировала' из книги, написанной обычным человеком, или что большой том вышел из маленького буклета?

Современная теория не имеет прочного основания.
в. Кто эволюционирует?
Далее, что является причиной развития или эволюции? Почему сущность, которая когда-то давно была в растительном состоянии, теперь предстаёт в животном теле? Является ли её прогресс или продвижение к более высокой стадии существования лишь случайностью? Если нет, то каким путём она заслужила продвижение?

Растение способно совершить какое-либо ответственное действие или Карму, за которое оно может быть вознаграждено? Если оно само по себе неспособно совершить этого, является ли его восхождение в эволюции обязательным и благодаря действию другого фактора?

Если так, то означает ли это, что плоды действия могут переходить к тому, кто ничего не сделал для того, чтобы заслужить их? Среди самих низших животных обнаруживаются более счастливые существа на протяжении своей жизни от момента рождения, чем другие? Почему так происходит?

Различие переживаний животных, страдание и наслаждение должно иметь свои собственные причины. Каковы они? Эти причины должны иметь отношение к предыдущему состоянию каждой из подобных Джив.

Эта предыдущая жизнь не может быть более низкой, животной, поскольку низшие животные не могут совершать ответственную Карму. Закон Кармы и справедливости, если он правилен вообще, безошибочно показывает, что нет подлинного основания для понятия о том, что существует эволюция на более низких стадиях, чем человек. Каждое животное, каждое маленькое насекомое, каждое растение и дерево - все были и собираются стать вновь человеческими существами.

Все они лишь временно выведены из класса человечества за определённые проступки.
Могут спросить: если все нечеловеческие состояния существа являются лишь результатами предыдущей человеческой Кармы, в начальном состоянии вселенной должны быть лишь люди и ничего больше; существуют ли какие-либо авторитетные источники, показывающие, что было время, когда существовали лишь одни люди и что нечеловеческие стадии существа появились позже? Этот вопрос предусматривает также, что существовало начало вселенной. Это могло быть, что в каждой Кальпе или Цикле вселенной было начало, но в начале Кальпы вселенная принимала состояние, в котором она была непосредственно перед Пралайей или растворением, которое предшествовало вышеуказанной обсуждаемой нами Кальпе. Вселенная с её чередующимся существованием Кальпы и Пралайи вообще не имела начала.

Никто не может сказать, что существовало начало для существования силы Майи в Душе. А поскольку не было начала у вселенной, не может существовать какой-либо период времени, когда существовали одни лишь люди.

Во все времена существовали люди и нечеловеческие стадии существ проявленной вселенной.



Содержание раздела