Аффекты - это неведение


23. Или же сосредоточение достигается вследствие упования на Ишвару 1.
Вследствие упования 2, то есть особой формы бхакти, или безраздельной любви, Ишвара склоняется к йогину, он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления йогина к божеству.
Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение сосредоточения и его плода становится наиболее близким 3.
Итак, кто же тот, отличный от первопричины и Пуруши, кого называют "Ишвара"?
24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, ее созреванием и скрытыми "следами".
Аффекты - это неведение и прочее. Карма - благие и неблагие действия. Созревание - их плод.

Скрытые следы - бессознательные впечатления 1, оставляемые такими действиями.
И все они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше,
ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы, приписываются их господину. Тот же, кто не затронут таким опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша.
- Но в таком случае существует множество кевалинов, то есть освобожденных, достигших состояния абсолютной обособленности 2.
- Действительно, они обрели состояние абсолютной обособленности, разорвав тройные путы 3. Ишвара, однако, никогда не был связан с таким состоянием в прошлом и не будет связан в будущем. Хотя предел прошлой зависимости освобожденного может быть познан, в случае с Ишварой это не так. И если возможен предел будущей зависимости для "растворенного в первопричине", то для Ишвары это не так. Он - всегда освобожденный, всегда - Ишвара 4!
- Есть ли достоверное доказательство этого вечного превосходства Ишвары, обусловленного тем, что он обладает высочайшей сущностью, или же такое доказательство отсутствует?
- Его достоверное доказательство - священные тексты 5.
- Но в таком случае, что является достоверным основанием священных текстов?
- Их основание - в высочайшей сущности Ишвары. Поскольку и священные тексты, и вечное превосходство рядоположны высочайшей сущности Ишвары, их связь не имеет начала во времени.
Отсюда следует, что Он - всегда Ишвара, всегда освобожденный. И это Его высшее могущество не имеет ничего равного себе или превосходящего. Прежде всего оно не может быть превзойдено другим высшим могуществом, ибо если бы существовало нечто, превосходящее его, то оно было бы им самим.

Поэтому тот, в ком реализован высший предел могущества, есть Ишвара. Не существует также и другого высшего могущества, равного ему.
- Почему?
- Когда двое равных говорят об одном и том же желаемом объекте: "Пусть он станет новым" и "Пусть он станет старым", при достижении успеха одним безграничная воля другого столкнется с противодействием, и он окажется ниже. Кроме того, невозможно получение одного и того же желаемого объекта двумя равными по силе субъектами одновременно, ибо это противоречит смыслу.
Следовательно, тот, кто обладает высшим могуществом, которому нет равного или превосходящего его, и есть Ишвара. Он, как сказано в сутре, - особый Пуруша.
И далее:
25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
Сверхчувственное познание прошлого, будущего или настоящего по отдельности или вместе, которое развито в меньшей или большей степени, и есть семя всезнания 1. Тот, в ком это семя, непрерывно увеличиваясь, не может быть превзойдено, называется всезнающим.
Существует достижение высшего предела для семени всезнания, поскольку в нем различаются последовательные ступени увеличения, как в случае последовательного увеличения размера. Тот, в ком реализуется обладание высшим пределом знания, есть Всезнающий. Он - особый Пуруша.
Умозаключение исчерпывает свою доказательную силу в выведении только общего, и оно бесполезно при познании специфического; поэтому истинное знание Его имени и других особенностей следует искать в агамах 2.
Хотя Ишвара не извлекает пользы для самого себя 3, его цель - приносить пользу живым существам: "При разрушении кальпы и великих разрушениях вселенной 4 наставлением в знании и дхарме я поддержу все живые существа, вовлеченные в круговорот бытия". И соответственно было сказано: "Первый мудрец, принявший творящую форму сознания, Бхагаван, высочайший риши, из беспредельного сострадания изложил учение Асури, исполненному желания узнать его" 5.

Он, этот Ишвара,
26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
И древние учители различаются по времени своего существования, но Он, к кому временные характеристики 1 неприложимы, является Учителем также и древних мудрецов. Подобно тому как Он совершенен по абсолютности формы существования при начале данного творения, точно так же его следует рассматривать и при начале прошлых творений.
27. Его вербальное выражение - священный слог ОМ 1.
Ишвара - то, что обозначается священным слогом ОМ. - Является ли эта связь обозначаемого и обозначающего плодом условного соглашения, или же она неизменна, как, например, связь между светильником и светом?
- Эта связь обозначающего с обозначаемым неизменна, а условное соглашение относительно обозначения Ишвары и представляет такое неизменное отношение 2. Например, неизменное отношение между отцом и сыном лишь проясняется обыденным словоупотреблением: "Это его отец", "Это его сын". Точно так же и в других периодах творения 3 условное соглашение принимается именно так, в зависимости от функции обозначаемого и обозначающего. Сведущие в агамах 4 утверждают, что связь между словом и обозначаемым им объектом вечна ввиду вечности соглашения.
Йогин, постигший связь обозначаемого и обозначающего, с необходимостью практикует
28. его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
Имеется в виду рецитация священного слога ОМ и сосредоточение на Ишваре 1, обозначаемом священным слогом ОМ. У йогина, постоянно повторяющего священный слог ОМ и сосредоточенного на его объекте, сознание становится сконцентрированным в одной точке. В этой связи было сказано: "Благодаря рецитации мантр пусть он пребывает в йоге, посредством йоги пусть он созерцает мантру, ибо при достижении совершенства в рецитации мантр и в йоге сияет Высший Атман" 2.
Что еще происходит с этим йогином?
29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
Какие бы то ни были препятствия - болезни и прочее, - все они перестают существовать вследствие упования на Ишвару; у него, йогина, возникает также видение собственной сущности. Подобно тому, как Ишвара есть чистый Пуруша, ничем не замутненный, абсолютно обособленный, лишенный бытийных характеристик 1, этот йогин приходит к пониманию, что он также есть Пуруша, отражающий содержание буддхи.
Далее. Что такое препятствия, которые делают сознание рассеянным? Каковы они и сколько их?
30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения какой-либо ступени сосредоточения, отсутствие стабильности при сосредоточении - эти отвлечения сознания суть препятствия.
Насчитывается девять препятствий, вызывающих рассеяние сознания. Они возникают одновременно с деятельностью сознания. При отсутствии этой деятельности они также отсутствуют.

О видах деятельности сознания было сказано выше.
Болезнь - нарушение равновесия гуморов 1 телесных секреций или внутренних органов.
Апатия - неспособность сознания к функционированию.
Сомнение - вид познавательной деятельности, затрагивающий обе стороны проблемы: "быть может, это так", "быть может, это не так".
Невнимательность - то, что вызывает отсутствие интереса к средствам реализации сосредоточения.
Лень - бездеятельность по причине тяжести тела или сознания 2.
Невоздержание - жажда соединения с чувственным объектом.
Ложное восприятие - ошибочное знание 3.
Неспособность достижения какой-либо ступени - недостижение соответствующей ступени сосредоточения.
Отсутствие стабильности - неспособность сознания зафиксировать себя на достигнутой ступени 4, ибо только при обретении сосредоточения оно может быть устойчивым.
Таким образом, эти отвлечения сознания и называются девятью загрязнениями йоги, врагами йоги, препятствием йоги.
31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеянным состояниям сознания.
Страдание бывает трех видов: вызываемое внутренними причинами, вызываемое другими существами и вызываемое сверхъестественными причинами 1. Страдание - это то, от чего живые существа стремятся избавиться, когда оно их поражает.
Уныние есть нарушение ментальных функций вследствие препятствия реализации желания.
Дрожь в теле - когда части тела дрожат, то есть сотрясаются 2.
Вдох есть жизненное дыхание, при котором вдыхается внешний воздух.



Содержание  Назад  Вперед