Отраслевой стандарт на форму представления информации
2.3. Отраслевой стандарт на форму представления информации
Существует множество задач, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий на рынке ценных бумаг. Кроме информации, непосредственно касающейся проведения сделок и перерабатываемой, в основном, "инфраструктурой рынка ценных бумаг", на рынке присутствует большое количество информации по рынку ценных бумаг - сведения об участниках рынка и рыночные цены. Эти сведения собираются и перерабатываются особой инфраструктурой - инфраструктурой поддержки инвестиционных решений. В этой инфраструктуре существенно задействованы не только участники рынка, но и регуляторы, информационные агентства, аналитические агентства. Речь здесь идет прежде всего, о трех видах информации - базовая (предоставляемая в ходе обязательного раскрытия) информация, новости рынка, а также информация о ценах и объемах торговли.
В частности, сегодня уже важно решать проблемы стандартизации представления информации в системе ведомственной подотчетности и раскрытия информации, стандартизации форматов сообщений между программными средствами участников рынка, регуляторов, информационных агентств, обеспечения надежности и целостности информации при ее обработке и поставке, выработке протоколов взаимодействия, учитывающих полностью безбумажную обработку информации по рынку ценных бумаг и т.д.
На сегодняшний день эти задачи решаются разрозненно силами различных участников рынка и ФКЦБ России. Ресурсы на создание эффективных стандартов форматов, обработки и поставки информации практически не выделяются - каждый участник рынка, каждое информагентство и даже ФКЦБ России не имеют достаточных ресурсов, чтобы решать эту обще рыночную задачу (ФКЦБ России тоже эпизодически занимается вопросами стандартизации в ходе подготовки тех или иных постановлений, связанных с установлением норм и правил для предоставления информации в целях ведомственной подотчетности и раскрытия информации).
К сожалению, ресурсы, которые могут сегодня выделить регуляторы рынка (ведомства и само регулируемые организации) явно недостаточны для организации нормальной работы по саморегулированию в данной области рынка. В ФКЦБ России этим занимается один эксперт, который не в состоянии обеспечить адекватный уровень обслуживания для участников рынка. Более того, разработки ФКЦБ России и информационных агентств на сегодняшний день недостаточно координируются, что может привести к множеству стандартов на одном рынке - а это явно не стимулирует потребительский спрос на информацию.
В подобной ситуации ФКЦБ России, в конце концов, выдаст очередную серию постановлений, плохо, но регулирующую различные аспекты деятельности участников рынка по сбору и поставке информации в связи с ведомственной подотчетностью и раскрытием. Качество же разрабатываемых Комиссией постановлений может оказаться неприемлемым для участников рынка.
Этот замкнутый круг разорвет организация Консорциума стандартизации информации по рынку ценных бумаг, как единого разработчика стандартов и правил работы с информационными технологиями для участников рынка, регуляторов, информационных и аналитических агентств. Целями Консорциума являются развитие основанной на открытых публичных стандартах инфраструктуры поддержки инвестиционных решений и поощрение сотрудничества в соответствующей отрасли. Роль Консорциума - обеспечивать нейтральное по отношению к поставщикам продуктов, технологий и сервисов архитектурное, инженерное и административное лидерство.
Консорциум стандартизации информации по рынку ценных бумаг может быть создан, как отдельная деятельность какой-либо нейтральной или исследовательской организации. Для ведения этой деятельности будет образован отдельный баланс, который сможет аккумулировать средства, получаемые от участников рынка, информационных агентств, аналитических агентств, спонсорских организаций, озабоченных качеством и содержанием соответствующих стандартов.
Доход Консорциума, больший, чем требуется для покрытия прямых и накладных расходов Консорциума, будет потрачен на инновационные работы по стандартизации инфраструктуры поддержки инвестиционных решений, как будет определено Директором согласно предложений Совета Консорциума (совещательного органа Консорциума).
На собранные в виде членских взносов деньги могут быть наняты дополнительные технические и содержательные сотрудники, закуплено дополнительное оборудование, оплачена аренда мест заседаний, организовано сопровождение списков рассылки и web-сайтов, что резко ускорит сроки разработок стандартов и позволит поднять их качество. Улучшение качества работ происходит за счет формализации отношений между сотрудниками, ответственными за разработку стандартов и остальными участниками рынка (то есть за счет применения формального трех стадийного процесса рассмотрения стандартов, включающего содержательные голосования членов Консорциума). Еще одно преимущество - решения будут приниматься быстро. Эти решения будут являться обоснованными (informed), но не будут следствием "чисто демократической" процедуры.
На сегодняшний день практически нет возможности привлекать к работе регуляторов по стандартизации участников рынка, информационные и аналитические агентства, консультантов. А ведь они не только могли бы принимать участие в разработках стандартов, они могли бы также официально спонсировать эти разработки путем уплаты членских взносов в Консорциум и временным командированием своих сотрудников в Консорциум для выполнения определенных работ. Им было бы выгодно делать это - потому что Консорциум позволил бы им иметь рыночное преимущество перед не членами Консорциума с одной стороны, не теряя при этом общественного имиджа своей деятельности. Достигается это тем, что результаты работы Консорциума являются открытыми и бесплатными, но открываются через месяц после окончания разработки. Процесс работы и промежуточные результаты могут быть доступны только членам Консорциума. Таким образом, члены Консорциума готовы оплачивать дополнительную экспертизу, которые они получают от участия в рабочих группах, а также ускорение доступа к рыночным стандартам, которое они получают по сравнению с не членами Консорциума.
Подобный механизм объединения ресурсов конкурирующих на рынке организаций для выработки общих стандартов в развитых странах получил наименование "industry consortium" и весьма широко распространился. Обычно такие отраслевые консорциумы представляют собой одну из форм саморегулирования на рынках, которые не контролируются государством. В приложении. В можно ознакомится с основными положениями стандарта
Начало Назад Вперед