3.3.2. Классификация источников
1.
По содержанию
Содержание источника– главная его характеристика, отражающая его назначение. Именно по этому критерию производится первичный отбор источников и их распределение во внутренней инфосистеме предприятия.
·
Текущие торги: котировки, котировальные листы; объёмы сделок; индексы; котировки долговых обязательств; котировки акций эмитентов СНГ; финансовые индикаторы финансовый, валютный, фондовый рынки
· аналитика: предприятия, отрасли, экономики в целом
· списки: списки акций; список акций эмитентов СНГ; архив акций; список долговых обязательств; список сделок;
2.
По периодичности
Периодичность обновления источника непосредственно влияет на оперативность реакции предприятия на внешние рыночные изменения. Современные каналы электронной связи и накопления информации позволили в течение предыдущего 1999 года перейти на эффективную схему одноминутного обновления, как бы поместив, таким образом, предприятие в гущу биржевых событий. Кроме того, малые задержки прохождения информации по глобальным сетям позволяют узнавать биржевые сводки Америки и Европы в своём офисе уже через 10-2- секунд. Однако управление такими потоками информации накладывает очень жёсткие требования на эффективность работы внутренней инфосистемы предприятия. В настоящее время всеми биржами поддерживаются следующие периодичности выдачи информации:
· котировки пятиминутные, десятиминутные, получасовые, часовые, полудневные, суточные
· индексы суточные, недельные, месячные, сводные за год
· индикаторы суточные, недельные
· аналитика за текущую неделю, месяц квартал, год, пять лет
3.
По инфоёмкости
Этот критерий сильно рознится в зависимости от типа биржи, с которым работает предприятие. Информационное наполнение источника даже с одним и тем же содержанием непосредственно влияет на качество анализа рыночной ситуации, т.к. источник с малой ёмкостью не в состоянии предоставить всю многогранность динамики процесса, и, как следствие, менее предпочтителен для анализа и прогнозирования. Ниже представлены типовые наполнения источников с разным содержанием:
· котировки цена открытия, закрытия, средняя за транзакцию, верхний и нижний квартили котировки, относительные изменения соответствующих котировок, абсолютные изменения, цена, приведённая к объёму
· индексы российские РТС…; зарубежные Doy Johnes, NIKKEI-225, CAC-40, DAX; математические RSI…
· индикаторы: индекс потребительских цен, MosIBOR-7, LIBOR-30, Депозит-30, USD/DEM - Tenfore, Форвард - апрель
· аналитика по предприятию отрасли, по отрасли страны, по положению отрасли в мире в целом, по общему состоянию экономики.
4.
По надёжности
Надёжность источника связана с риском предприятия получить неверную информацию и по ней сделать ложные выводы и принять неправильные решения. Сейчас количества сайтов в сети Интернет, предлагающих русскоязычным инвесторам возможность торговли акциями российских и иностранных эмитентов с использованием сети, постоянно увеличивается и естественно инвестирование денежных средств на наших и тем более иностранных фондовых рынках с использованием сети сопряжено с риском быть вовлеченным в различного рода мошеннические схемы или просто получить заведемо ложную информацию. Более подробно методика страхования от недоброкачественной информации приведена в главе “Информационная безопасность”, здесь приведём лишь классификацию источников по надёжности:
· Официальные государственные источники, нормативная документация, законы
· Официально зарегистрированные биржевые структуры, долгое время работающие на рынке
· Крупнейшие информационные агентства с многолетним опытом работы и сложившейся репутацией
· Региональные биржи и информационные агентства
· Частные торговые системы и коммерческие информационные агентства
5.
По полезности
Оценка источника по полезности информации весьма сложна, т.к. сложно оценить парциальный вклад именно этой информации в выработку общего решения. Условно можно разбить данный пункт на три части
· Полезные источники, с помощью которых производится основной анализ и прогноз состояния рынка и которые вносят наибольший и стабильный вклад в принятие управленческих решений
· Дополнительные источники – содержат добавочную информацию и полезны при невозможности или недостаточной вероятности принятия обоснованного решения в процессе управления предприятием. Привлекаются по мере необходимости, но содержатся в базе данных предприятия.
· Бесполезные источники, – к сожалению, обязательный атрибут инфосистемы, источники, информация которых не используется ни одним из подразделений предприятия. Такие источники увеличивают нагрузку на инфосистему, однако полностью неистребимы, т.к. многие биржи поставляют информацию пакетами, в которой содержится информация разной полезности
6.
По цене использования
Цена источника косвенно вбирает в себя все вышеописанные свойства источников, иными словами хорошая своевременная и надёжная информация стоит дорого. Для предприятия выбор источников похож на формирование инвестиционного портфеля и представляет собой задачу оптимизации совокупного качества источников приведённых к цене. При выборе ценовой политики покупки источников предприятие должно опираться на следующую классификацию источников по ценовому признаку:
· Дорогая информация– оперативные сводки ведущих бирж и агентств мира. Информация проверенная, “из первых рук”, и самая оперативная.
· Средняя ценовая категория – региональные продавцы информации (региональные биржи). Информация устаревшая и более подвержена искажению. Периодичность информации плохая, возможно мошенничество со стороны биржевых работников, основывающееся на незнании клиентов истинного положения дел на мировых биржах.
· Бесплатная информация – информация, на которую источник не даёт никаких гарантий и не несущий ответственность за убытки, понесённые предприятием в результате её использования. Часто используется в качестве дополнительной или сопровождающей.
Современная биржевая мировая инфосистема включают в себя информационные центры центральных годовых, товарных и валютных бирж, центральные аналитические и информационные агентства, региональные биржевые и информационные структуры, и учитывая развитие телекоммуникационных услуг предприятие вольно выбирать для себя любого информационного партнёра, включая западных.
При выборе источника рекомендуется обращать внимание не только на транзитные каналы, которыми располагает региональная биржа, а также искать прямые выходы на интересующую информацию с помощью прямых каналов связи. На рисунке 24 представлены каналы связи с источниками, сгруппированными по региональному признаку. Окончательный вариант выбора зависит от необходимой периодичности и стоимости информации.
Отраслевая биржевая инфосистема представляют собой специализированную по отраслевому признаку информационную структуру, предоставляющую информационные и биржевые услуги интересные для ограниченного числа клиентов. Формирование отраслевых структур началось с нефтегазовой отрасли, которая ещё в 80-х годах закладывала общую для отрасли автоматизированную систему управления технологическими процессами, а в начале 90-х первой начала конструировать отраслевую информационную систем для наиболее эффективного управления предприятиями отрасли, которые в силу специфики направление сильно разнесены территориально.