Государственное влияние на биржевой рынок



8  Государственное влияние на биржевой рынок

Методика работы с предприятиями должна быть отработана на пилотных проектах, которые должны начаться не позднее декабря 1999 г., совершенствуясь по мере накопления опыта. Выбор предприятий, на которых осуществляются пилотные проекты, должен проводиться, в первую очередь, с учетом их значимости для экономики того или иного региона.
Необходимо утвердить программу финансирования деятельности экспертов, работающих с предприятиями в рамках программ вывода их на фондовый рынок, и затрат, связанных с подготовкой и реализацией пилотных проектов. Это финансирование может осуществляться за счет средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также из средств технической помощи международных финансовых институтов (включая заем Всемирного банка на развитие российского рынка капиталов).
Должна быть налажена работа с иностранными инвесторами, направленная на преодоление их отчужденности, сложившейся за последние годы, когда отдельные группы государственных и общественных деятелей пытались монополизировать право на защиту интересов иностранных инвесторов вместо того, чтобы добиваться проведения единой государственной политики по привлечению иностранного капитала.
При этом может дать серьезные результаты даже простое подключение иностранных инвесторов к обсуждению и решению вопросов правоприменительной практики на рынке ценных бумаг, также как и проведение с целью улучшения имиджа российской судебной системы серии “круглых столов” между юристами иностранных инвесторов и российскими судьями.
Не менее полезным будет проведение совместной с юристами иностранных инвесторов работы по совершенствованию юридических стандартов российского рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства.
При этом следует исходить из того, что иностранные инвесторы не могут претендовать на привилегии по сравнению с российскими инвесторами, не могут навязывать оценку имеющихся проблем с точки зрения отсутствующих в российском законодательстве юридических стандартов.
Должна быть налажена координация деятельности регулирующих, контролирующих, правоохранительных, судебных и налоговых инстанций путем создания при Правительстве РФ координационного органа, в рамках которого будут согласовываться решения государственных регулирующих органов по фондовому рынку.
Государство обязано укрепить судебную систему, расширив ее возможности по квалифицированному и быстрому рассмотрению дел, связанных с нарушением прав инвесторов и решением споров на рынке ценных бумаг.
Следует изменить законодательство в сторону увеличения прав акционеров, ужесточения контроля за его соблюдением, разработать и принять нормативные акты, определяющие ответственность руководителей компании-эмитента за соблюдение прав акционеров.
Перспективным направлением работы могло бы стать создание системы “правового ликбеза” для инвесторов и акционеров предприятий-эмитентов с целью разъяснения их законных прав и интересов. В рамках этой системы не сложно было бы обеспечить доступ населения к понятным и систематизированным авторитетным источникам законов и инструкций.
Следует также устранить имеющиеся противоречия между законодательством о рынке ценных бумаг, законодательством об акционерных обществах и приватизационным законодательством; создать механизмы контроля за разработкой административных инструкций и законодательно установить механизмы исполнения властных полномочий, которыми наделены субъекты Федерации.
Для решения указанных проблем можно было бы использовать средства займа Всемирного банка на развитие правовой реформы с распределением указанных средств через систему Министерства юстиции РФ.
Для успешной реализации Программы предлагается создание совещательного органа – Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, включив в него представителей Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Банка России, ФКЦБ России, Минфина РФ, Минэкономики РФ, МНС РФ, представителей организаторов торговли, саморегулируемых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, независимых экспертов. Основная задача этого органа –формирование основных направлений государственной политики и согласования совместных действий на финансовом рынке во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной и бюджетной политикой.
Можно ввести в практику, начиная с 2000 г., разработку и утверждение ФКЦБ России совместно и по согласованию с Банком России и Минфином России ежегодных “Основных направлений государственной политики на рынке ценных бумаг”, а также ежегодных отчетов ФКЦБ России перед Президентом РФ и Правительством РФ о привлечении долгосрочных инвестиций через рынок ценных бумаг. Совершенно необходимо ввести в практику согласование с Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ правовой политики, проводимой на рынке ценных бумаг.



Начало Назад Вперед














Содержание раздела