Шкалы


Величины на шкалах не указываются, так как характер и значения данных, использованных для диаграмм (например, объем продаж в тысячах долларов), для наших целей не существенны. Конечно, на практике величины на шкалах применяют, однако их отсутствие не должно мешать пониманию взаимосвязей, показанных на диаграмме. На самом деле, убрав шкалы, вы можете с успехом проверить, наглядны ли составленные вами диаграммы, четко ли они передают основную идею. 

Однако это не означает, что шкалы не играют важной роли в составлении диаграмм[2]. Напротив, неправильная шкала может случайно или, хуже того, намеренно ввести аудиторию в заблуждение. Вот крайние примеры и того, и другого.

В примере 1 диаграмма слева показывает изменения прибыли за последние пять лет. При беглом взгляде на диаграмму создается впечатление, что прибыль падает. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются четыре ошибки: (1) годы расположены в обратном порядке, от самого последнего слева к самого раннему справа (перенос из ежегодных отчетов, где самые свежие данные помещают слева, чтобы привлечь к ним внимание); (2) нижние 20 пунктов по вертикальной оси опущены; (3) колонки нарисованы трехмерными, поэтому трудно понять, как оценивать их высоту - спереди или сзади; (4) линии разметки нарисованы в перспективе. Все вместе создает картину упадка компании, что не соответствует действительности.

Пример ►1

 

 

Жаль акционеров. На правой диаграмме мы сразу четко видим, что прибыль растет.