мы видим, что рейтинг для


Глава 1 Глава 2 Глава 3
Итак, мы видим, что рейтинг для эмитента определяет цену займа,
делает рынок выпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном
итоге определяет ее место («нишу») на рынке.
Не менее важны рейтинги для посредников — они содействуют продаже
и гарантируют размещение долговых обязательств. Исходя из потребностей
инвестора, финансовый посредник предлагает ему ценные
бумаги, которые считает для него приемлемыми.
Рейтинговые оценки включают прогнозы курса, а это поддерживает
рынок, делает его более устойчивым.
Поскольку кредитный риск принимает на себя инвестор, посреднику
очень важно иметь независимую оценку, на которую он может опираться,
работая с инвестором.
Говоря об интересах, возникающих в связи с рейтинговым процессом,
нельзя не упомянуть и об органах регулирования — государственных
и саморегулируемых организациях, связанных с фондовым рынком.
Как известно, одним из основных направлений их деятельности является
обеспечение прозрачности рынка. Рейтинги, которые являются обобщенной
характеристикой финансово-экономического положения эмитента,
в немалой степени способствуют созданию здорового и эффективного
фондового рынка. Это связано с тем, что рейтинг обеспечивает
дифференциацию эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, не гарантирующих
погашение задолженности, создавая объективную основу
для оценки кредитного риска и стандарты открытости и прозрачности
на фондовом рынке.
На молодых, формирующихся рынках, где процесс рейтинга только
зарождается, может возникнуть вопрос — должно ли установление рейтинга
быть прерогативой государственных структур? Против этого
можно привести два аргумента;
• во-первых, необходимо создание системы финансирования вне
бюджета.
• во-вторых, рейтинг не дает государственных гарантий.
Решение вопроса об организации рейтингового процесса тесно связано
с заказчиками, т.е. теми, кто оплачивает анализ финансового и экономического
состояния. В связи с этим можно различать рейтинг спроса
и рейтинг предложения.
Считается, что эффективный и прозрачный рынок создается тогда,
когда рейтинг осуществляется под давлением инвестора. Например,
компания «Мудиз инвесторз сервис» осуществляет агрессивный рейтинг,
т.е. проводит рейтинг компаний без их официального разрешения.
Просьба о рейтинге, как правило, исходит от эмитента.