ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ 13


Глава 1 Глава 2 Глава 3

В соответствии с правилом № 390 большая часть
поручений на операции с котируемыми акциями направляется для исполнения
в торговый зал, чем обеспечивается соблюдение системы приоритетов
на бирже. В результате происходит консолидация потока заявок,
которая может улучшить шансы отдельного поручения на то,
чтобы быть исполненным по наилучшей возможной цене; при этом
также поддерживается монополия специалиста. Биржа последовательно
защищает правило № 390 как необходимое средство обеспечения
справедливости и эффективности рынка; в то же время критики утверждают,
что в действительности биржа при этом хочет сохранить свой
контроль за торговлей котируемыми акциями. Некоторые брокеры-
дилеры, являющиеся членами биржи, желали бы отмены правила № 390,
что позволило бы им создать свои рынки котируемых акций наподобие
внебиржевого рынка.
Биржевая торговля существует несколько столетий, постоянно развиваясь
и совершенствуясь. За это время улучшались правила торговли
и клиринг, убыстрялись расчеты и исполнение сделок и т.д. Параллельно
в биржевой торговле происходили изменения в технике ее ведения.
Система с котировками и маркет-мейкерами (quoote-driven system)
осуществляется в системе электронных торгов с помощью ручных манипуляций
и основана на использовании модуля «акцепт», который можно
сравнить с электронной «доской объявлений».
Посредники, именуемые маркет-мейкерами, выставляют на этой доске
цены, по которым они могут продать или купить ценные бумаги. Фондовые
брокеры заключают сделки с ними по поручению своих клиентов
(физических лиц и институциональных инвесторов). Маркет-мейкеры —
игроки, действующие как принципалы и активно влияющие на цены, выставляя
свои котировки, чтобы побудить маркет-тейкеров вступить в
ифу. Таким образом, участники торгов разделены на две группы — маркет-
мейкеры и маркет-тейкеры. Маркет-мейкеры, постоянные участники
торгов, вводят свою котировку в систему на условиях, которые они
обязуются поддерживать, и дают публичные обязательства покупать и
продавать ценные бумаги по объявленным ими ценам.
При этом другие участники — маркет-тейкеры — имеют право заключить
сделку только с маркет-мейкерами. Они могут выбрать наиболее
выгодное предложение и вступить в переговоры относительно цены
или объема. Сделка считается заключенной после того, как они придут
к согласию. При этом в результате переговоров предложение на покупку
или продажу может отличаться от того, которое было введено в систему
первоначально, путем введения новых условий сделки через компьютерный
терминал.