В отличие от брокера специалист


Глава 1 Глава 2 Глава 3

В отличие от брокера специалист покупает и продает ценные бумаги
за свой счет или за счет фирмы, которую он представляет. Исполняя заказ
на покупку, дилер продает часть своего фондового резерва, а выполняя
заказ на продажу, покупает за счет собственных средств, т.е. выступает
на рынке принципалом. Совокупность сделок, в которых одним из
контрагентов выступает дилер, называется дилерским рынком. Различие
между дилерским и агентским рынками не столь формально, как это может
показаться на первый взгляд, т.е. дилер может предлагать свои котировки,
а также поддерживать ликвидность, обеспечивать порядок и справедливость
этого рынка. Дилер, будучи профессионалом и обладая определенным
резервным капиталом, может способствовать большей
ликвидности рынка. Его прибыль — это результат игры на мелких колебаниях
курса, которые он обязан сглаживать.
На агентском рынке брокер как агент клиента, имеющий те же обязательства
перед противоположной стороной рынка, что и его клиент,
получив заявку, старается как можно лучше ее исполнить, найдя контрагента
по сделке, интересы которого на бирже представляет другой
брокер или он сам (в этом последнем случае заказы будут самовыполняющимися).
Если сделка и со стороны продавца, и со стороны покупателя


будет заключена на бирже от имени клиента и за его счет, то брокер
представляет клиента, поэтому рынок, являющийся совокупностью
этих сделок, называется агентским (рис. 16). Например, в Германии
клиент, желая купить или продать ценные бумаги, обращается в банк,
который и будет выступать агентом клиента при заключении сделки на
Франкфуртской бирже или на одной из семи региональных бирж.
В других европейских странах банки не занимают столь решающего
монопольного положения на фондовом рынке, как в Германии, и агентами
клиентов при исполнении заказа являются брокеры. Таким образом,
сочетание формы организации биржевой торговли с агентским и дилерским
рынками составляет основу биржевого механизма и определяет фундаментальные
особенности биржевой торговли. Поскольку биржевая торговля
— это всегда сочетание различных видов рынков, аукционов, профессиональных
посредников, то нет ничего удивительного, что биржевой
процесс, организованный в рамках одной биржи, включает и агентский, и
дилерский рынки. И это подтверждает организация торговли на каждой
из бирж мира. Большинство из них — это сочетание агентского рынка и
аукциона. Например, на Франкфуртской фондовой бирже можно наблюдать
агентский рынок в сочетании с онкольным, причем последний имеет
очень «частый шаг» и по ликвидности мало чем отличает от непрерывного.
С 10—30 до 13—30 ежедневно «онкольный рынок» идет «частым шагом». Цена по активным выпускам меняется в среднем 30—40 раз.






Содержание раздела