ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ


Глава 1 Глава 2 Глава 3
Процессы, происходящие на фондовом рынке, приводят
к тому, что различия в организации биржевых торгов и торговли на внебиржевом
организованном рынке стираются. Технологически любая из
современных систем торговли может происходить в режиме биржевой и
внебиржевой торговли. Однако исторически именно биржевая торговля
определяла стандарты организации торгов.
Организация торговли оказывает значительное влияние на ее стабильность
и ликвидность. Ее формы зависят в основном от состояния
фондового рынка, а именно от его глубины, ширины и уровня сопротивляемости.
Чем больше объем спроса и предложения на ценные бумаги,
тем рынок шире; чем крупнее объемы заявок инвесторов и концентрированнее
спрос и предложение, тем глубже вторичный рынок. Сопротивляемость
связана с диапазоном цен, в котором участники рынка готовы
покупать или продавать ценные бумаги. Основной задачей биржи
является установление рыночной цены путем использования различных
форм организации биржевой торговли.
Можно выделить четыре основные формы организации биржевой
торговли, в которых различаются механизмы установления рыночной
цены:
• аукцион;
• система со специалистами;
• система с котировками, устанавливаемыми маркет- мейкерами,
• система, основанная на заявках.
Рассматривая вопрос в историческом аспекте, следует отметить,
что на первых биржах в качестве механизма установления рыночной
цены использовался исключительно аукцион. Такая форма организации
биржевого торга широко известна и в настоящее время обычно
применяется при первичном размещении ценных бумаг. Она используется
и на вторичном рынке для торговли мало ликвидными ценными
бумагами, — если различные условия функционирования рынка изменяются,
существует разрыв между спросом и предложением и цена
подвержена влиянию многих факторов, сделки заключаются редко, а
цена сильно колеблется. Биржевая торговля, организованная в форме
аукциона, предполагает подачу и сравнение заявок. Классификация
аукционов приведена на рис, 1
При небольшом объеме спроса или предложения торговля организуется
в форме простого аукциона (рис. 15).