ПОНЯТИЕ ОБ ЭМИССИИ 7


Глава 1 Глава 2 Глава 3

Эмитент может обратиться к одному андеррайтеру или объявить
конкурс андеррайтеров. В соответствии с этим выделяют:
• договорный андеррайтинг. При этой форме андеррайтинга ценовые
условия эмиссии (цена выпуска акций у эмитента, спрэд между
указанной ценой и ценой, по которой размещает эмиссию синдикат) устанавливаются
на основе переговоров между эмитентом и единственным
менеджером синдиката;
• конкурентный, или конкурсный, андеррайтинг. При таком виде андеррайтинга
подготовку эмиссии на конкурентных началах ведут несколько
андеррайтеров, каждый из которых формирует свои ценовые
условия (естественно, скрыто друг от друга). Эмитент выбирает андеррайтера
по конкурсу заявок на проведение андеррайтинга, обычно ориентируясь
на лучшие ценовые и иные условия.
Конкурентный андеррайтинг характерен при эмиссии государственных,
муниципальных ценных бумаг или при осуществлении эмиссии
крупными компаниями (ЛУКойл, РАО «ЕЭС России»). Для небольших
компаний чаще используется договорный андеррайтинг.
Посредник, выполняющий роль андеррайтера, берет на себя ответственность
за качество эмиссионного проспекта, и не только за его
полноту, но и за достоверность. В международной практике рынок,
закон и саморегулирование превращают андеррайтеров в самых строгих
оппонентов и экзаменаторов компаний в период подготовки к
выпуску ценных бумаг. Пройдя через «мелкое сито» андеррайтерско-
го анализа, проспекты эмиссии редко дают инвесторам повод для судебных
тяжб. Кроме того, они обязаны сертифицировать проспект
эмиссии, они могут использовать такое мощное дисциплинирующее
средство, как «эскрау», т.е. «арест» ценных бумаг или выручки
от их продажи до наступления какого-либо события или выполнения
какого-либо условия. «Эскрау» используется в случаях, когда
риск провала эмиссии или развала только что учрежденной компании
велик. Проводником в жизнь идеи эскрау должен быть андеррайтер.
«Эскрау» следует применять к венчурным компаниям, когда у них
нет ничего, кроме уставного капитала и проекта на бумаге. Таким образом
инвесторы при определенных условиях могут вернуть свои деньги,
не обращаясь в суд для доказательства вины эмитента.
В мировой практике вознаграждение, взимаемое андеррайтером с
эмитентов, колеблется от 1 до 7%. Причем в более развитых странах
вознаграждение выше.