Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв


Глава 1 Глава 2 Глава 3

Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв и проведение
общих собраний, организовывал работы различных компаний, учреждал
должность маклеров, издавал справочники и т.д. Членами фондового
отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть представители
Наркомфина, Народного комиссариата по внутренней торговле
и Госбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные
союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия,
которым по закону было предоставлено право производить фондовые
биржевые операции.
Помимо членов фондового отдела участниками торгов могли быть
постоянные и разовые посетители. Они имели право совершать операции
исключительно через маклеров. Фондовые маклеры заключали
сделки согласно Положению о биржевых маклерах, по которому они
не имели права производить операции ни за свой счет, ни от своего
имени, не могли состоять ни на какой-либо службе или заниматься
самостоятельной коммерческой деятельностью. Это делалось с целью
создать в лице фондового маклера профессионального посредника на
бирже. У маклера сосредоточивались заявки на спрос и предложение
валют и фондов. На основе полученных данных маклер заключал
сделки. Заключенные сделки оформлялись им в так называемой «маклерской
записке».
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации
фондовых отделов в России до революции и в период нэпа, их экономическая
природа была различна. Последние являлись не объектом регулирующего
воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка,
выражением регулирующей воли государства. В рамках централизованного
управления экономикой распределение материальных
и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными
органами разных уровней. При этом пропорции в распределении
материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных
средств.
Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги,
свободный доступ к ссудному фонду Госбанка, налично денежную и
кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ.
Поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании
реального рынка собственных долговых обязательств. И тем не менее
возрождение рынка ценных бумаг в период нэпа произошло за счет расширения
государственного кредита и формирования рынка государственных
бумаг. В 20-е годы было размешено 24 госзайма. Первый из
них был осуществлен в 1922 г.: для физических лиц — 6%-ный выигрышный
заем на 100 млн руб., а для предприятий — 8%-ный заем, в ценные
бумаги которого предприятия должны были вложить не менее 60%
резервных капиталов.