к появлению все новых инструментов


Глава 1 Глава 2 Глава 3

Различные комбинации активов и сделок между собой, внутренних
и т.п. приводят к появлению все новых инструментов рынка, удовлетворяющих
интересам различных групп участников рынка с точки зрения
размеров дохода, риска и других характеристик капитала.
Широкое понятие производных инструментов рынка как любых нововведений,
основывающихся на капитальных активах и срочных сделках
с ними, не раскрывает сути процессов их возникновения и функционирования.
Если подойти к ним с точки зрения того, зачем они создаются, то общий
ответ будет таков: этого требует рынок. Дальнейший анализ показывает,
что производные инструменты есть ответ рынка, с одной стороны,
на усиление его нестабильности, неопределенности (возрастают размеры
колебаний в ценах; увеличивается число активов, цена которых
существенно изменяется; частые изменения в налогообложении, валютном
регулировании и т.п.), а с другой стороны, на удовлетворение запросов
и интересов все более конкретных, индивидуальных и разнообразных
групп участников рынка, находящихся в разных странах, с точки зрения
доходности, риска, периодичности платежей, стоимости обслуживания,
затрат на выпуск новых ценных бумаг, нaлoгooбложeния и т.д.
Одно из наиболее распространенных понятий производных инструментов,


которое обычно приводится, - это инструменты, стоимость которых
определяется стоимостью лежащих в их основе активов. В нем
как бы определяется механизм ценообразования на производные инструменты.
Если же учесть, что цена любого товара зависит от пены сырья, из
которого он изготовлен, то каждый товар попадает под такое определение
производного инструмента.
По сути дела, производные инструменты - - это дальнейшее развитие
форм капитала (форм стоимости) на современном этапе. Они используются
для достижения специфических целей, не связанных непосредственно
с куплей-продажей активов или со сменой форм собственности
на них. Эти цели достигаются благодаря (или па основе) изменениям
(колебаниям) рыночных цен на товары, ценные бумаги, кредит (процентные
ставки), валюту (валютные курсы) во времени и пространстве (в
различных странах, отраслях, компаниях и т.д.).
Можно сказать, что производные инструменты это такие инструменты
рынка, которые позволяют бороться с колебаниями рыночных цен
на основе использования самих этих колебаний. Поэтому широкое понимание
производных инструментов состоит в том, что они есть такие инструменты
рынка, которые основываются на его реальных активах и сделках с
ними и используют различия в ценах для достижения целей, которые ставят
перед собой участники рынка. Например, такими целями могут быть
достижение определенного уровня доходности, риска и периодичности платежей,
получение спекулятивной прибыли, хеджирование и др.






Содержание раздела