Графики: инструмент прогнозирования ? 2


Весьма вероятно, что значительная часть биржевых игроков удов­летворилась бы такой интерпретацией. Притягательность подхода ПОДЕПРОДО, возможно, связана со стремлением большинства трей­деров продемонстрировать свое мастерство. В конце концов, любой дурак может купить по рынку после длительного роста цен, но нужно быть гением, чтобы уловить угасание этой тенденции и продать по мак­симуму. Во всяком случае, лишь немногие торговые стратегии так же близки к «бытовой» интуиции, как склонность покупать, когда цены низ­ки, и продавать, когда цены высоки.

В результате многие биржевые игроки имеют сильную склонность открывать короткие позиции, когда рынок входит в новый, более высокий диапазон цен. В этом подходе есть только одна ошибка: он не работает. Правдоподобное объяснение всегда под рукой. Способность рынка выйти и закрепиться на новых высотах обычно свидетельствует о мощных силах поддержки, которые часто толкают цены слишком вы­соко. Здравый смысл? Конечно. Однако заметьте, что выводы для тор­говли являются диаметрально противоположными тем, которые выте­кают из подхода, основанного на «здравом смысле» ПОДЕПРОДО.

Дело в том, что наша «бытовая» интуиция и здравый смысл в отно­шении поведения рынка часто являются ошибочными. Графический анализ позволяет применять здравый смысл к биржевой торговле — цель, значительно более неуловимая, чем кажется. Например, если прежде, чем приступить к игре на бирже, кто-то всесторонне изучил бы исторические графики цен с целью определить последствия достиже­ния рынком новых высот, он имел бы значительно больше шансов не попасть в одну из типичных ловушек, которые подстерегают начинаю­щих трейдеров. Внимательно изучая исторические модели движения цен, можно постичь и другие рыночные истины.

Следует, однако, признать, что полезность графиков в качестве индикатора будущего направления цен яростно оспаривается. Вместо перечисления всех «за» и «против» в этом споре, мы заметим, что не­давний эпизод популярной телепрограммы о финансовых рынках сжа­то высветил некоторые ключевые проблемы указанной полемики. Ниже представлена запись этой программы:

Здравствуйте! Я — Луис Панизер из еженедельника «Улица Кошелька». Се­годня мы отступим от нашей обычной формы интервью, чтобы дать простор дебатам о полезности графиков цен биржевых товаров. Могут ли все эти скачущие линии и очертания действи­тельно предсказывать будущее? Или шекспировское описание жизни столь же применимо и к графическому ана­лизу: «Сказка идиота, полная шума и ярости, но без всякого смысла»? Се­годня нашими гостями являются Ве­ра Н. Тенденция, известный техничес­кий аналитик фирмы «Чарнум и Бар-нум» с Уолл-стрит, и Любомир А. Мо­нета, профессор Университета Башни из Слоновьей Кости и автор книги «Единственный способ победить ры­нок — стать брокером». Мистер Монета, вы принадлежите к группе экспер­тов, которую называют «Странствую­щие Наугад» (Random Walkers). Это своего рода клуб путешественников, определяющих место назначения пу­тем метания дротиков в схему дорог? (Самодовольно смеется в камеру).

Нет, г-н Панизер. «Странствующие Наугад» — это группа экономистов, которые считают, что движение ры­ночных цен имеет случайный харак­тер. То есть невозможно разработать систему предсказания рыночных цен, так же как невозможно построить си­стему прогнозирования цветов, после­довательно выпадающих при игре в «рулетку». И то и другое — исключи­тельно дело случая. У цен нет памяти: то, что происходило вчера, не имеет никакого отношения к тому, что про­изойдет завтра. Иными словами, гра­фики могут рассказать вам только о том, что было в прошлом; они беспо­мощны в предсказании будущего.

Профессор, вы упускаете один очень важный факт: дневные цены не извле­каются из лотерейного барабана, а скорее, являются следствием коллек­тивных действий всех участников рын­ка. Поведение людей, возможно, не столь предсказуемо, как движение планет, управляемое физическими за­конами, но оно и не является совер­шенно стихийным. Если это не так, то ваша профессия — экономика — об­речена на ту же участь, что и алхимия. (При этих словах профессор Монета заерзал на стуле.) Графики выявляют основные модели поведения. Л о тех пор пока одинаковые взаимодействия между покупателями и продавцами будут приводить к одинаковым ценовым моделям, прошлый опыт, действи­тельно, может быть использован как индикатор будущего.



Содержание раздела