Обеспечение исполнения законодательства




           

 

Эффективное регулирование РЦБ требует не только активного правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг.

На начальном этапе развития фондового рынка в России основное значение имели вопросы создания правил поведения на рынке. Такой подход был в некоторой степени было оправдан в период становления рынка ценных бумаг в России. Регулирующие органы — Минфин России, а в дальнейшем ФКЦБ ежедневно сталкивались с необходимостью устранения пробелов и создания минимальных правил и стандартов деятельности на рынке. По мере становления правовой базы все большее значение приобретают процедуры контроля за соблюдением законодательства. Поэтому перед ФКЦБ с момента ее создания была поставлена крайне сложная задача по формированию правовой среды на российском рынке и преодолению правового нигилизма, утвердившегося во взаимоотношениях между его участниками.

 

Существующая правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и защиты инвесторов состоит из следующих элементов:

федеральные законы “О рынке ценных бумаг” и “Об акционерных обществах”;

указы Президента РФ (Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденная Указом

Президента Российской Федерации от


style='language:EN'>21 марта 1996 года ¹ 408; Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года ¹ 1008; Указ “О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров” от 18 ноября 1995 года ¹ 1157; Указ “О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий”). Отдельные положения по защите инвесторов содержатся и в других указах Президента РФ;

нормативные акты ФКЦБ России, в числе которых уже имеются специальные акты по контролю за рынком ценных бумаг и защите прав инвесторов;

нормативные акты других органов государственной власти.

 

Наличие законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит на повестку дня вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контрольно-надзорных функций.

Так, в настоящий момент меняются подходы к лицензированию, как одной из наиболее важных форм контроля за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Лицензирование в современном понимании не только “разовый” контроль, осуществлемый при входе той или иной компании на рынок, но и постоянный контроль за соблюдением условий профессиональной деятельности (регулярная отчетность, проверки и т. д.).

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Положением о ФКЦБ, утвержденным Указом Президента от 1 июля 1996 года ¹ 1009, ФКЦБ России осуществляет функцию контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями требований законодательства о ценных бумагах.