Введение


В настоящее время проблема оценки стоимости компаний остаётся наиболее актуальной в сфере корпоративных финансов. Оценка стоимости предприятия является неотъемлемой процедурой при обмене ценными бумагами между акционерами, эмиссии ценных бумаг, а также в таких операциях, как приобретение участия в капитале, слияния и поглощения, цессия, словом, везде, где требуется оценка ценных бумаг, а, следовательно, и оценка самой компании. Но сейчас в большинстве случае стоимость компаний является заниженной. По оценкам экспертов, некоторые российские предприятия оценены на уровне 15-25% от их действительной стоимости1. В связи с этим данная сфера требует анализа традиционных подходов и методов оценки, а также выявления и внедрения новых альтернативных методов. Предметом исследования дипломной работы является оценка стоимости компаний и инвестиционных проектов методом реальных опционов с позиций собственников компаний и инициаторов проекта, как основных участников экономического процесса. Данный метод широко распространён в зарубежной практике: крупнейшая международная фармацевтическая компания Merck уже много лет применяет опционные методы для оценки миллиардных инвестиций в разработку новых препаратов, с помощью метода реальных опционов компания «Texaco» оценивала нефтяные месторождения, находящиеся в начальной стадии освоения, а компания «British Petroleum» провела оценку и разработала стратегию освоения нефтяных месторождений в Северном море, также метод применялся при оценке стоимости таких компаний как Airbus, General Electric, Hewlett-Packard, Intel, Toshiba, Yahoo, Portes. В России же к нему начинают проявлять интерес только сейчас. Но тем не менее метод реальных опционов широко используется при оценке стоимости в таких компаниях, как «Standard&Poors», «Бейкер Тилли Русаудит», «Pricewaterhouse Coopers», «Русаудит». Метод оценки реальными опционами показывает значимость

стратегической гибкости компаний, которая играет существенную роль в отраслях, имеющих изменчивые факторы, которые могут сильно влиять на результаты деятельности и снижать стоимость. В связи с этим, собственникам компаний и инициаторам проектов приходится самим искать и выбирать оптимальные методы максимизации стоимости своего капитала и привлекательности проекта для стороннего инвестора, а гибкость в принятии управленческих решений рассматривать как актив компании, который может быть учтён в стоимости. Реализовать данный подход на практике может метод реальных опционов как дополнительный инструмент в любом переговорном процессе, начиная от обоснования инвестиционной привлекательности и заканчивая обсуждением сделки о продаже компании. Ведь в большинстве случаев, когда дополнительные возможности оцениваются лишь качественно, на уровне интуиции, они могут просто отбрасываться и не учитываться при сравнении количественных параметров оценки проекта. Реальный опцион – это не контракт, подобный контракту на финансовом рынке в случае с финансовыми опционами. Реальный опцион – это ситуация в ходе бизнес-процесса или осуществления инвестиционного проекта, которая даёт возможность использовать изменяющиеся условия для увеличения стоимости компании. С методологической точки зрения, реальный опцион – это метод оценки, подобно методу DCF или методу капитализации доходов.


  
Содержание раздела