Введение
В настоящее время проблема оценки стоимости компаний остаётся
наиболее актуальной в сфере корпоративных финансов. Оценка стоимости
предприятия является неотъемлемой процедурой при обмене ценными
бумагами между акционерами, эмиссии ценных бумаг, а также в таких
операциях, как приобретение участия в капитале, слияния и поглощения,
цессия, словом, везде, где требуется оценка ценных бумаг, а, следовательно,
и оценка самой компании.
Но сейчас в большинстве случае стоимость компаний является
заниженной. По оценкам экспертов, некоторые российские предприятия
оценены на уровне 15-25% от их действительной стоимости1. В связи с этим
данная сфера требует анализа традиционных подходов и методов оценки, а
также выявления и внедрения новых альтернативных методов.
Предметом исследования дипломной работы является оценка стоимости
компаний и инвестиционных проектов методом реальных опционов с
позиций собственников компаний и инициаторов проекта, как основных
участников экономического процесса. Данный метод широко распространён
в зарубежной практике: крупнейшая международная фармацевтическая
компания Merck уже много лет применяет опционные методы для оценки
миллиардных инвестиций в разработку новых препаратов, с помощью метода
реальных опционов компания «Texaco» оценивала нефтяные месторождения,
находящиеся в начальной стадии освоения, а компания «British Petroleum»
провела оценку и разработала стратегию освоения нефтяных месторождений
в Северном море, также метод применялся при оценке стоимости таких
компаний как Airbus, General Electric, Hewlett-Packard, Intel, Toshiba, Yahoo, Portes. В России же к нему начинают проявлять интерес только сейчас. Но
тем не менее метод реальных опционов широко используется при оценке
стоимости в таких компаниях, как «Standard&Poors», «Бейкер Тилли
Русаудит», «Pricewaterhouse Coopers», «Русаудит».
Метод оценки реальными опционами показывает значимость
стратегической гибкости компаний, которая играет существенную роль в
отраслях, имеющих изменчивые факторы, которые могут сильно влиять на
результаты деятельности и снижать стоимость. В связи с этим,
собственникам компаний и инициаторам проектов приходится самим искать
и выбирать оптимальные методы максимизации стоимости своего капитала и
привлекательности проекта для стороннего инвестора, а гибкость в принятии
управленческих решений рассматривать как актив компании, который может
быть учтён в стоимости. Реализовать данный подход на практике может
метод реальных опционов как дополнительный инструмент в любом
переговорном процессе, начиная от обоснования инвестиционной
привлекательности и заканчивая обсуждением сделки о продаже компании.
Ведь в большинстве случаев, когда дополнительные возможности
оцениваются лишь качественно, на уровне интуиции, они могут просто
отбрасываться и не учитываться при сравнении количественных параметров
оценки проекта.
Реальный опцион – это не контракт, подобный контракту на финансовом
рынке в случае с финансовыми опционами. Реальный опцион – это ситуация
в ходе бизнес-процесса или осуществления инвестиционного проекта,
которая даёт возможность использовать изменяющиеся условия для
увеличения стоимости компании. С методологической точки зрения, реальный опцион – это метод оценки, подобно методу DCF или методу
капитализации доходов.