Как вы «тратите» свою жизнь?


Эта книга о вас. Ну и как? Вы очень заняты? Вы считаете, что тратите слишком много времени попусту? К сожалению, это не может определить ни Робинсон, ни Шор, ни Кук — только вы сами. Куда девается ваше время сейчас? Вам решать, на что тратить его в дальнейшем.

Для начала вы должны определить, на что вы тратите свое время сейчас — не «среднестатистический американец» из исследования Робинсона и не гипотетический «раб своей зарплаты» из материалов Шор, а вы! Вы готовы со стороны взглянуть на то, как тратите свое время (т.е. на свой образ жизни)? Если вам не понравится то, что вы увидите, готовы ли вы исправить ситуацию, устремив свои силы в иное русло? Чтобы ответить на эти вопросы, придется набраться храбрости и терпения. Будьте честны с собой.

Возьмите блокнот, который сможете носить с собой в кошельке, кармане пальто, брюк или в сумке. Необходимо, чтобы он все время был при вас. На первой странице выпишите основные интересующие вас аспекты — помните, что ваш список будет отличаться от моего или чьего-либо еще.

Естественно, мы все упомянем основные процессы, например сон (я ни разу не встречал человека, который бы не спал хоть сколько-то часов в сутки; правда, большинство из нас все-таки не может позволить себе спать столько, сколько хочет или считает необходимым. Позже мы еще вернемся к этой проблеме). При этом некоторые различают полноценный «сон в постели» и тот, когда мы, например, окончательно вымотавшись, засыпаем на диване в гостиной.

Мы все едим, поэтому этот процесс тоже будет фигурировать среди основных, но опять-таки, возможно, вы привыкли различать «приемы пищи за столом», «на бегу», «возможность перекусить» и т.д.

Будете ли вы подразделять «работу» на отдельные процессы? От этого зависит то, сколько полезных уроков вы извлечете из книги. Думаю, что большинство из вас согласится начертить подробную таблицу того, что делает на работе, разбивая ее на такие графы, как, например, «встречи» (а может, даже «деловые встречи» и «бесполезные»), «работа над отчетами», «разговоры по телефону», «время на дорогу» (возможно, именно на нее вы тратите много времени, о чем раньше и не задумывались) и даже «перерывы». (Не бойтесь вписывать перерывы. Вполне возможно, что их у вас даже меньше, чем должно быть.)

Чем больше процессов вы выделите, тем точнее и важнее будет то, что вы о себе узнаете, и тем тяжелее и неприятнее будет засекать время. С другой стороны, чем конкретнее вы будете, тем лучше для вас. Лучше больше, чем меньше. Все, что вы о себе узнаете, пойдет вам на пользу.

Отложите список в сторону, а с утра еще раз просмотрите и подкорректируйте его, если вам кажется, что в этом есть необходимость. Вы что-то забыли? Конечно, можно сделать это и в течение недели эксперимента, т.е. собственного исследования. В результате список должен показать вам, сколько времени отнимает у вас тот или иной процесс. (Я не советую вам писать, что два часа в день вы тратите на «различные дела».)

Пронумеруйте все пункты списка (цифрами и буквами). «Работа», например, может стоять под номером 1, а «бесполезные встречи» — 1а. Не усложняйте, ведь номера должны помогать вам, а не вводить в заблуждение.

Итак, вы почти готовы приступить к исследованию. Сначала напишите, сколько, как вам кажется, времени занимает у вас каждый пункт списка. Это может быть выражено в часах, процентах или и в часах, и в процентах. Лично мне кажется, что в процентах нагляднее.

Например, если вы спите в среднем семь часов в сутки, в строке «сон» нужно написать 49 (7 х 7). Поскольку в неделе 168 часов, то 49 : 168 равняется 29% (даже 29,167%, если быть точными, или около 30%).

Теперь рядом с реальным временем напишите, сколько часов в неделю вам хотелось бы спать. Если вы, например, в глубине души согласны с мамой, которая утверждает, что необходимо спать по 8 часов в сутки, то рядом с 49/29% пишите 64/33,3%.

В течение недели следите за тем, сколько времени на самом деле занимают все перечисленные в списке дела. Постарайтесь, чтобы эта неделя ничем не отличалась от других, т.е. эксперимент не должен совпасть с моментом командировки или неприятностями, требующими от вас лишних временных затрат. Если же среди недели, когда вы проводите свой эксперимент, возникают непредвиденные проблемы, бросьте его и начните все сначала. Важно, чтобы вы были максимально точны.

Вы привыкли делать несколько дел одновременно? Конечно, ведь большинство книг по планированию времени предлагают именно такое решение проблемы нехватки времени: в них советуют делать сразу два, три или даже четыре дела. Однако в нашем случае придется выделить из них наиболее важное, т.е. доминирующее. Например, если за рулем вы слушаете аудиокнигу, доминирующим действием будет то, что вы ведете машину, а то, что при этом вы слушаете кассету, — случайным. Если вы одновременно читаете и смотрите телевизор, то важно определить, что для вас важнее: телевизор или книга.

Начните эксперимент утром, когда вы просыпаетесь.