МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЯ



Легко представить, что ктонибудь обязательно возразит: "Не абсурдно ли глазеть друг на друга, вместо того чтобы заниматься экономикой и рынками?" Лучшим ответом на этот вопрос будет описание рынка Кейнсом в его работе "Общая теория работы, интереса и денег"1 (1936):
Как бы это выразиться поточнее, — это игры Замри, Старая Де­ва, Музыкальные стулья — увеселения, в которых тот победи­тель, кто сказал Замри и не поздно и не рано, кто передал старую деву своему соседу прежде, чем игра закончилась, кто занял стул, когда музыка остановилась. В эти игры можно играть с жаром и удовольствием, хотя все игроки знают, что именно старая дева переходит из рук в руки и, что когда музыка остановится, ктони­будь из них может и не сесть. И далее:
Чтобы поразить темные силы времени и невежества будущего, требуется больше разума, чем просто отразить атаку. Более того, жизнь недостаточно долгая; человеческая природа жаждет быст­рых результатов. Есть особый жар заработать деньги быстро, и отдаленные заработки дисконтируются среднестатистическим человеком по очень высокой ставке. Игра профессионального инвестирования невыносимо скучна и слишком требовательна для любого, кто абсолютно свободен от чувства азарта; в то вре­мя как тот, кто имеет его, должен платить за это пристрастие со­ответствующую пошлину.
И он продолжал:
Мы достигли третьего уровня, на котором заставляем свою рас­судительность определять, какое среднестатистическое мнение сложится о среднестатистическом мнении. И есть те, которые, как я думаю, практикуют на четвертом, пятом и более высоких уровнях.
Наблюдение за инсайдерами, членами, хеджерами и спекулянта­ми — второй уровень. Если даже мы находимся среди умнейших, то никак не можем не обращать внимания на этот уровень, пото­му что если другие делают чтото не так, как мы ожидаем, мы окажемся теми, кто вылетел из игры, оставшись без стула, когда музыка остановится. Но давайте не будем тратить слишком мно­го времени на втором уровне. Нас ждет уже третий.

Содержание раздела