Метод "мозгового штурма" 2


Письменный "мозговой штурм" применяется, когда нет возможности собрать специалистов в одном месте. В этом случае формируется творческое задание в форме довольно подробного вопросника, который отражает в альтернативном виде основные проблемы, требующие решения. В остальном процедура та же, что и при обычном "мозговом штурме". Метод письменного "мозгового штурма" исключает возможность обмена идеями и поэтому тормозит появление оригинальных идей.

Двойной "мозговой штурм" органически соединяет в себе процессы генерирования идей и их доброжелательной позитивной критики. Сессия делится на два формальных этапа с перерывом между ними в 45 мин.

Первый этап — постановка творческого задания, формулирование участниками своих предложений. На втором этапе проводится неофициальная часть сессии, непринужденное свободное обсуждение. Поощряются обсуждение предложенных идей, их позитивная критика, непринужденное генерирование новых. Третий этап — продолжение выдвижения идей, но более конкретных, практически реализуемых. По окончании сессии экспертами проводится оценка идей, их проработка и внедрение в жизнь.

Обратный "мозговой штурм" отличается от прямого тем, что здесь большое внимание уделяется критике высказываемых идей. На совещании решаются более узкие, специальные задачи. Содержанием работы на сессии является всесторонний анализ слабых мест в объекте, который необходимо усовершенствовать или заменить новым. В результате составляется своеобразная ведомость всякого рода недостатков в системе. Недостатки оцениваются экспертами, которые исключают ошибочные замечания и выводы. После этого проводится прямой "мозговой штурм" по ликвидации вскрытых недостатков.

Конференция идей — одна из разновидностей коллективного творчества. От "мозгового штурма" она отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик, комментариев. Считается, что критика может даже повысить ценность выдвинутых идей. Поощряется фантазирование и комбинирование идей.

К конференции идей привлекаются руководители и рядовые сотрудники, лица, постоянно имеющие дело с данной проблемой, и новички, которые часто выдвигают новые, свежие идеи. Например, разновидность конференции идей — "дискуссия 66" представляет собой разбивку больших по составу творческих коллективов на мелкие дискуссионные группы по 6 человек, которые в течение 6 мин (отсюда название метода) проводят мини-конференции по четко сформулированной проблеме.

 

 





Содержание раздела