Глава 1   Глава 2



Неспецифические существительные


Прочитайте предложением

Семилетняя девочка Лара споткнулась о диванную подушку в гостиной и ударилась правой рукой о деревянный стул,

И: С ребенком произошел несчастный случай.

 

Оба эти предложения имеют один и тот же смысл, и тем не менее первое содержит значительно больше конкретной информации. Мы можем получить второе предложение из первого простой процедурой упущения или обобщения специфических существительных. А вообще-то оба предложения написаны совершенно правильным русским языком. Правильная грамматика - это еще не гарантия ясности мысли. Многие люди являются большими специалистами говорить подробно на прекрасном русском языке и не сообщать вам в результате ни капли нового.

 

Активно действующее лицо предложения может бесследно исчезнуть при использовании пассивного залога, например, если сказать:

"Дом был построен",- вместо:

"Х построил дом"

 

То что вы не упомянули строителя в первом предложении, не означает, что дом вырос сам по себе. Строитель все же существует. Упущение данного типа может означать такое представление о мире, в котором вы являетесь беспомощным наблюдателем, а события происходят таким образом, что никто не несет за них ответственности.

 

Итак, когда вы слышите предложение:

"Дом был построен", - вы можете задать вопрос о пропущенной информации:

Кто построил этот дом?"

 

Другие примеры предложений, в которых существительные не определены:

"Меня почти схватили'. - Кто схватил? "В этом существо вопроса". - В чем именно?

 

"Окрестности были разрушены". - Кто их разрушил?

 

"Любимчики доставляют хлопоты"? - Чьи любимчики? Следующий перл родился в устах двухлетнего ребенка, когда его спросили, куда делась плитка шоколада, лежавшая на столе.

"Если люди оставляют шоколад, то его съедают". - "Какие люди?"

Неспецифические существительные проясняются заданием вопроса: "Кто или что именно... ?''