Цель и задачи исследования


При анализе потенциальной доходности ценных бумаг необходимо учитывать множество различных факторов. Каждое предприятие в современных российских условиях по-своему уникально. Совершаемые крупными инвесторами сделки по покупке или продаже пакетов фиксируются редко, информация о ценах и условиях сделок в большинстве случаев недоступна для третьих лиц.

Каждый участник сделки рассматривает ее с точки зрения определенных личных целей, и цена продажи всегда определяется только участниками сделки . покупателем и продавцом. В связи с этим поиск сопоставимых примеров крайне затруднителен. Тем не менее, между объектами инвестиций существует некоторое сходство. Определенное понимание рынка крупных сделок может быть достигнуто путем изучения достаточного количества сделок по косвенным признакам. Важнейшими источниками информации служат:

 с одной стороны, производственно финансовые показатели эмитентов, ценные бумаги которых являются объектами сделок;

 с другой стороны, сами факты купли продажи пакетов ценных бумаг и изменения производственно-финансовых показателей, последовавшие за заключением сделок.

Эти данные могут быть подвергнуты обработке при помощи определенного процесса самоорганизации, позволяющего определить наиболее, равно как и наименее типичные сделки и объекты инвестиций в рамках заданных критериев, а также учесть их последствия. Для оценки потенциальной доходности ценных бумаг особую важность представляет расчет будущих финансовых потоков, возникающих в процессе функционирования предприятий. Общепризнанных способов выбора показателей, однозначно определяющих будущую доходность, и определения их сравнительной важности в настоящее время не существует. Таким образом, целью исследования, описываемого в данной монографии, является определение и научное обоснование таких способов оценки эмитентов, которые позволили бы инвесторам принять наиболее правильные управленческие решения относительно своих портфелей ценных бумаг.

Особенность переходной экономики, в условиях которой развивается современная Россия, заключается в высокой изменчивости всех наблюдаемых тенденций.

Распределение данных нестационарного процесса изменения состояния российских предприятий совершенно различно даже для двух последовательных лет. Однако очевидно, что близкие по характеристикам предприятия ведут себя сходным образом, что позволяет говорить о некоторых закономерностях. Важнейшая задача исследования . выявить такие закономерности в экономической деятельности эмитентов и проинтерпретировать их с точки зрения интересов инвесторов.

В качестве теоретической базы, которая позволяет говорить о сходности предприятий-эмитентов, используется концепция стратегических групп. Стратегическую группу можно определить как группу компаний, действующих в одной и той же отрасли и имеющих много сходных черт в отношении структуры затрат, степени диверсификации деятельности, организационной структуры и мотивации. Стратегическая группа представляет собой более узкую совокупность предприятий, чем сектор экономики. Каждый сектор может включать в себя различные стратегические группы, сформированные в зависимости от стратегии, которой придерживаются образующие ее компании. Иметь представление о существующих в той или иной отрасли стратегических группах полезно не только для инвесторов, но и для эмитентов. Если какая-либо компания желает изменить свое стратегическое положение, она должна предварительно ознакомиться с фундаментальными проблемами, с которыми ей придется столкнуться при разработке приемлемого плана действий.