Цель и задачи исследования 2


Это знание может оказаться полезным также для компаний, намеревающихся проникнуть в тот или иной сектор экономики, с точки зрения оценки его привлекательности, возможностей для извлечения прибыли, а также происходящих в нем структурных изменений, которыми они могли бы воспользоваться в своих интересах. Поэтому самостоятельной задачей, решаемой в данной монографии, является разработка методики выявления стратегических групп.

Специфическим порождением современной российской экономики являются так называемые «квазикоммерческие» компании-эмитенты. Их функция состоит не в увеличении прибыли, а в том, чтобы обеспечивать деятельность других, аффилированных к ним экономических субъектов. Обычно такие эмитенты накапливают задолженности и практически не развиваются. Однако выявить их на фоне других эмитентов, также находящихся в сложном экономическом положении, не всегда просто.

Одной из задач данного исследования является выявление квазикоммерческих компаний, реклама ценных бумаг которых способна вводить в заблуждение инвесторов.

Особенность российских стандартов отчетности и уникальное экономическое положение России ограничивают применение западного опыта для анализа проблем, стоящих перед российскими предприятиями-эмитентами.

До сих пор никому еще не удалось получить набор значимых финансовых показателей, который характеризовал бы текущее финансовое состояние предприятий в условиях быстро развивающейся российской экономики. Определение минимального набора таких показателей, который легко бы воспринимался инвесторами и был полезен для принятия ими управленческих решений, также является задачей данного исследования. Актуальность этой задачи особенно велика в связи с тем, что доступная инвесторам отчетность предприятий часто характеризуется неполнотой и неточностью. Получение отсутствующих показателей и проверка показателей на достоверность требует от инвесторов определенных затрат. Поэтому очень важно, чтобы такие затраты были обоснованными и обеспечивали максимальную рентабельность в смысле принятия правильных управленческих решений.

Сложность определения минимального репрезентативного состава показателей не всегда очевидна. Например, с точки зрения здравого смысла среди них не должно быть показателей с высокой корреляцией, так как информационная ценность их снижается пропорционально степени корреляции. Однако на практике нередко наблюдается дивергенция (divergence) таких показателей .

ситуация, при которой два показателя не подтверждают друг друга. Часто это свидетельствует об ошибках их определения или недостоверности исходной информации.

Но иногда дивергенция также сигнализирует об изменении тенденций, что крайне важно для инвесторов.

Учет рыночных условий вынуждает также эмитентов прикладывать определенные усилия, чтобы обеспечить удовлетворительный уровень контролируемых показателей. Иногда усилия, направленные на улучшение тех параметров, которые являются общепринятыми на данный момент рыночными индикаторами финансового состояния компаний, могут наносить ущерб другим экономическим показателям. В результате возникает задача объективной оценки важности контролируемых показателей для повышения эффективности экономической деятельности эмитентов в будущем.

Отдельного внимания требует крайне важная для инвесторов задача выявления возможности банкротства эмитентов. Для исследования банкротства существует несколько способов. Подход, который наиболее тщательно разрабатывался в течение трех последних десятилетий, рассматривает банкротство как необратимый процесс, признаки которого могут быть обнаружены в финансовой отчетности компании за два или три года до ее фактического банкротства. По мере приближения банкротства финансовые показатели компании ухудшаются все сильнее. Считается, что все компании-банкроты ведут себя более или менее сходным образом, поэтому основанные на данном подходе методы предсказания банкротств используют простой линейный дискриминантный анализ, например, предложенный Альтманом, а также широко применяемый Z-анализ.

Однако в российских условиях более актуальна альтернативная гипотеза о предсказании банкротств, согласно которой тенденции в развитии предприятия, приводящие в конечном итоге к банкротству, имеют хронический характер, усиливаясь время от времени. Для российских эмитентовкрайне важной является способность адаптироваться к изменениям среды, в которой они действуют. Если руководство предприятия не способно достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды, компания будет испытывать постоянные трудности, пребывая в состоянии нестабильности, которое ведет к увеличению риска банкротства. Этот процесс может протекать скрыто на протяжении ряда лет, и даже при исчезновении общеизвестных симптомов высокая вероятность банкротства сохраняется в течение длительного периода.