Выводы


1. Задачи повышения действенности государственного регулирования инвестиционной сферы российской экономики обусловливают необходимость изучения концепций государственной экономической политики, которые были выработаны применительно к условиям сформировавшегося рынка, и использования их рекомендаций с учетом реальной ситуации, сложившейся в России. Основными концепциями экономического регулирования в западной практике выступают кейнсианство и монетаризм. Сторонники кейнсианской теории исходят из признания изменчивости инвестиционного спроса, возможности разрыва между сбережениями и инвестициями, нестабильности рыночной экономики и необходимости вмешательства государства. Монетаристы, поддерживающие положение неоклассической теории о равновесии рыночной экономики, тождественности сбережений и инвестиций, стабильности функции спроса на деньги, считают, что эффективное функционирование рыночной системы и положительная динамика инвестиций могут быть достигнуты при условии постоянного приращения денежной массы, соответствующего потребностям экономики. Положение о необходимости поворота государственной экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к стимулированию предложения содержится также в теории экономики предложения. В развивающихся странах сформировались теории структурной инфляции, сторонники которой считают необходимым осуществлять активное инвестирование в отстающие секторы с целью ликвидации диспропорций, инициирующих высокую инфляцию.

2. Переход к новому инвестиционному режиму связан с необходимостью разработки новой инвестиционной политики, адекватной изменившимся экономическим условиям. Основные направления инвестиционной политики включают: проведение децентрализации инвестиционного процесса; переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе; сохранение роли государства как инвестора в области важнейших производств, социальной сфере, общественно значимых объектов; усиление контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции; использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого финансирования; стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

3. Усиление роли государства в инвестиционной сфере российской экономки должно быть нацелено на повышение эффективности государственной инвестиционной политики при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций. Степень расширения государственного участия имеет объективные пределы, обусловленные, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями, а с другой — задачей стимулирования, а не вытеснения частных инвестиций. Принципы государственной инвестиционной политики при существующих ресурсных ограничениях и несформированности рыночных механизмов инвестирования предполагают выбор приоритетных направлений инвестирования, повышение степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий. При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование благоприятной инвестиционной среды государственная инвестиционная политика должна быть направлена на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить системный и взвешенный характер.

 

 





Содержание раздела