Причины активизации инвестиционной политики регионов


 

В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 16,6% в 1992 г. до 6,6% в 1999 г.) доля бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10%.

Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В 1993-1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2000 г. около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности.

В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.

Имея возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.

 

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:

разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

предоставление гарантий сохранности частного капитала;

предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;

мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

 

 





Содержание раздела