Монетаризм


 

Монетаристы, являющиеся последователями неоклассической теории равновесия рыночной экономики, поддерживают ее концептуальное положение о тождественности сбережений и инвестиций. В противовес кейнсианству, которое спрос на деньги считает неустойчивым и подверженным воздействию спекулятивных мотивов, монетаризм исходит из стабильности функции спроса на деньги, обусловленной устойчивой склонностью к сбережениям. Из этого делается вывод, что эффективное функционирование и развитие рыночной системы могут быть достигнуты при условии постоянного приращения денежной массы, соответствующего потребностям экономики; в свою очередь, динамика инвестиций, рассматриваемых как воплощенная форма сбережений, определяется изменениями денежной массы.

В отличие от кейнсианской теории монетаризм предполагает, что дискретная политика государства по манипулированию денежным предложением препятствует функционированию рыночной экономики, которая обладает высокой степенью стабильности. Вследствие инерционности рыночного механизма могут возникать различные последствия, которые не являются полностью предсказуемыми и могут быть подвержены краткосрочному воздействию. Постоянное вмешательство государственных органов управления приводит к искажению рыночной конъюнктуры, лишает хозяйствующие субъекты экономических ориентиров. Регулирование инвестиций посредством воздействия на процентную ставку вызывает нарушение механизма саморегулирования, ведет к резким колебаниям денежной массы в обращении, росту инфляции. Поэтому для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка.

Регулирование величины и темпов роста денежной массы осуществляется методом таргетирования, предполагающего установление целевых ориентиров роста денежных агрегатов на предстоящий период исходя из ожидаемого повышения производственного потенциала и роста цен в течение таргетируемого периода, а также учет количественных параметров денежной массы в действиях всех участников рынка.

Стабилизация цен, нивелирование инфляционной компоненты в результате политики таргетирования ведет к стимулированию конкуренции. В этих условиях происходит восстановление механизма равновесных цен, ориентирующих инвестора на вложение в более прибыльные сферы инвестиционной деятельности. С целью воздействия на инвестиционный процесс государство использует также снижение налогового бремени, сокращение бюджетного дефицита и др.

Вместе с тем использование монетарного правила должно учитывать долгосрочные цели. Общее изменение денежной массы за определенный период не должно превышать расчетного долгосрочного темпа.

 

 





Содержание раздела