Банки развития и их роль в экономике 4


В условиях мирового валютно-финансового кризиса 1997—1998 гг., вызвавшего ухудшение положения японской экономики и падение ликвидности банков, для обеспечения экономического подъема и реформирования финансового сектора правительством страны была принята схема банков-мостов, согласно которой убыточные банки должны перейти под временное государственное управление с последующей продажей, а часть тех операций, которые приносят доход, передана государственным банкам-мостам. Государственные банки-мосты создавались в рамках корпорации «Хейсей файнэншл ресторейшн». Корпорация «Страхование депозитов» финансировала эти учреждения необходимыми средствами для оздоровления кредитных операций убыточных банков и покрытия возможных рисков. Для решения проблем 19 крупнейших банков, основной из которых являлся рост безнадежных долгов и, как следствие, ослабление капитальной базы, были использованы государственные средства для стимулирования слияний этих банков, играющих значительную роль в финансировании стратегически важных секторов экономики.

Несомненный интерес представляют процессы государственного участия в становлении механизмов мобилизации инвестиционного капитала в новых индустриальных странах, в частности в Республике Корея, где формирование банковской системы было подчинено потребностям обеспечения экономического роста. С целью финансирования проектов экономического развития в промышленном и аграрном секторах экономики был учрежден «Корейский банк развития», являющийся государственным кредитным институтом, на базе Федерации финансовых ассоциаций образован «Сельскохозяйственный банк Кореи».

Позже была сформирована целая система специализированных банков для оказания финансовой поддержки как стратегическим, так и менее важным отраслям, созданы «Корейский банк долгосрочного кредитования», «Экспортно-импортный банк Кореи», торговые и банковские корпорации, обеспечивающие предоставление нефинансовым предприятиям средне- и долгосрочных кредитов и мобилизацию иностранного капитала. В результате принятия ряда мер, направленных на привлечение средств на организованный фондовый рынок, была учреждена сеть небанковских инвестиционно-финансовых и взаимно-сберегательных компаний.

Таким образом, становление разветвленной и гибкой кредитно-банковской системы, создавшее необходимые предпосылки для достижения высокого уровня инвестиций, восприятия индустриальных и технологических нововведений, происходило при непосредственном участии и контроле со стороны государства.

Эти и другие примеры убедительно свидетельствуют о том, что решение стратегических задач национальной экономики путем активизации инвестиционной деятельности кредитных институтов требует действенного государственного участия. Степень этого участия во многом определяется сформированностью рыночных механизмов, формы и методы — особенностями конкретной экономической ситуации. Эффективность тесного взаимодействия государства, банков, нефинансовых предприятий, необходимого для достижения общих национальных интересов, особенно важна на этапах выхода из экономического кризиса.

 

 





Содержание раздела