Роль прибыли как источника финансирования инвестиций в условиях экономического спада


Спад производства, кризис неплатежей, рост издержек производства обусловили резкое снижение массы прибыли и масштабов ее использования для инвестирования. В 1992-1995 гг. увеличение прибыли в народном хозяйстве было обусловлено ростом цен; в реальном выражении она существенно сократилась. По данным Центра экономической конъюнктуры, соотношение прибыли к ВВП составляло в 1992 г. 32%, а в 1996 г. 3,6%.

Доля прибыли, направляемая на инвестиции, также имела устойчивую тенденцию к снижению: в 1992 г. 9,3%, в 1996 г. 2,6%. С 1996 г. впервые с начала реформ стала сокращаться номинальная совокупная масса прибыли в основных отраслях материального производства. Это было обусловлено экономическим спадом, высокими спросовыми ограничениями, диспаритетом цен конечных и промежуточных продуктов, нарастанием неплатежей и другими факторами.

К началу 1998 г. по сравнению с 1992 г. выпуск продукции в машиностроении сократился на 60%; рынком были востребованы лишь 0,6% станков с ЧПУ, 6,6% тракторов, 3,7% зерноуборочных комбайнов; инфляционные доходы упали до 1—2% к добавленной стоимости по сравнению с 30-31% в 1992 г. Сжатие прибыли определялось и возрастанием издержек производства, в том числе затрат на заработную плату, отражающим снижение коэффициента использования производственных мощностей, неэффективное использование трудовых ресурсов. В течение 1998 г. финансовое положение предприятий существенно ухудшилось.

По итогам 1998 г. отрицательный финансовый результат деятельности российских предприятий составлял 34,6 млрд руб. Доля финансово благополучных предприятий составила всего 19% от их общего числа. Большая часть предприятий почти полностью утратила оборотные средства, свыше трети предприятий не осуществляло хозяйственную деятельность, росло число убыточных предприятий и организаций (рис. 5.1).

 

 

Сопоставление динамики прибыли и цен свидетельствовало о стремлении предприятий занизить отчетные показатели прибыли с целью уклонения от уплаты налогов и использования большей доли валового дохода на текущее потребление. Российские предприятия, чье хозяйственное поведение отличается от поведения обычных субъектов рыночной экономики, были заинтересованы не в максимизации прибыли, а в максимальном повышении цен и присвоении всех инфляционных доходов, получении высоких личных доходов, прежде всего руководства предприятий. Это привело к снижению мотивации к инвестированию, использованию прибыли и амортизации в значительной части не на инвестиции, а на текущее потребление.