Вопросы для обсуждения 6


 

27. Известный газетный обозреватель, критикуя предложение понизить устанавливаемый федеральным правительством минимум заработной платы для подростков с 3,35 до 2,25 долл. в час, утверждал: "Любой работодатель, готовый сэкономить на чем угодно, предпочтет нанять работников на 85 центов в час дешевле, если у него будет такая возможность".

а) Если бы минимальная заработная плата для подростков была понижена на 85 центов, почему некоторые работодатели, "готовые сэкономить на чем угодно", не стали бы снижать зарплату работающим у них подросткам?

б) Почему так много работодателей платят подросткам (и другим) гораздо больше установленного минимума заработной платы даже в отсутствие договора с профсоюзами или какой-либо явной угрозы создания профсоюза?

в) Тот же обозреватель не согласен с тем, что снижение минимальной заработной платы для подростков увеличит количество доступных для них рабочих мест: "Закусочным "Макдональдс" необходимо Х работников, и, по видимому, именно таким и окажется число нанятых, независимо от того, какая будет зарплата". Согласны ли вы с этим? Как вы думаете, что произошло бы, если бы "Макдональдс" должен был платить своим работникам 7,70 долл. в час? Оказался бы Х постоянной величиной?

 

28. Какое влияние на каждую из следующих групп оказало бы существенное увеличение устанавливаемого законом минимума заработной платы?

а) Рабочие, входящие в профсоюзы.

б) Подростки.

в) Неквалифицированные рабочие.

 

29. "Сопоставимая ценность" ("comparative worth") - название движения, возникшего в 80-е годы, чтобы привести соотношение ставок заработной платы в соответствие с "истинной" ценностью трудовых услуг. Это движение находит поддержку главным образом среди тех, кто убежден, что женщины подвергаются незаслуженной дискриминации на рынке рабочей силы. Должности, на которых занято большинство из них (секретарши или медсестры, например), считаются "женскими должностями", и оплачиваются поэтому ниже их "сопоставимой ценности". Сопоставление здесь проводится с должностями, на которых обычно заняты мужчины.

а) Может ли работа иметь внутренне присущую ей ценность? Можете ли вы придумать какую-либо ситуацию, в которой ценность (worth) работы не определялась бы ее ценностью (value) для определенного лица в конкретных обстоятельствах?

б) Представьте себе клинику с 20 врачами, одной медсестрой и одним лаборантом. Разумно ли считать, что в такой ситуации дополнительная медсестра или дополнительный лаборант могли бы иметь большую ценность для клиники, чем дополнительный врач?

в) Стоимость или ценность, оказывающая влияние на решения, - это всегда предельная стоимость или ценность. Почему секретарша имеет большую ценность для экономического факультета, когда она работает одна, а не когда их восемь? Опишите ситуацию, в которой стоимость секретарши для экономического факультета была бы выше стоимости экономиста, вооруженного дипломом доктора наук.

г) Почему работодатель, следующий правилу максимизации, приведенному в гл. 9 (расширяй свою деятельность, если предельная выручка превышает предельные издержки, и сокращай ее, если предельные издержки превышают предельную выручку), будет стремиться платить каждому работнику зарплату, равную его предельной ценности? Что значило бы утверждение, что работодатель платит работникам меньше их предельной ценности?