Вопросы для обсуждения 6


 

а) Если "Мидвестерн" установит предельные издержки, равные предельной выручке, чтобы максимизировать чистую выпучку от эксплуатации железной дороги, какую плату она установит за тонно-милю? Сколько тонно-милей груза она будет перевозить в месяц? Какие потери она будет нести ежемесячно?

б) Теперь предположим, что кривая спроса выше 2 долл. - это исключительно спрос производителей угля, а спрос ниже уровня 2 долл. исходит исключительно от грузоотправителей зарна. Если "Мидвестерн" установит различную плату за перевозку угля и за перевозку зерна, какую плату ей нужно будет установить в каждом случае, чтобы максимизировать чистую выручку? Сколько тонно-милей угля и зерна, соответственно, "Мидвестерн" будет перевозить каждый месяц? Чему теперь будут равны ее полные издержки и полная выручка?

в) Предположим, что до установления отдельной и более низкой цены за перевозку зерна компании, занимающиеся транспортными перевозками по рекам Огайо, Иллинойс и Миссисипи, назначали за перевозку зерна 2 долл. за тонно-милю. Почему они будут огорчены, узнав о политике двойной цены компании "Мидвестерн"? Если они захотят выступить с протестом против назначения компанией "Мидвестерн" цены "ниже издержек", какие доказательства они могут привести в подтверждение своей жалобы? Чему равны "полные издержки" "Мидвестерн" по перевозке одной тонно-мили груза?

г) Если "Мидвестерн" перевозит зерно по цене "ниже издержек", "субсидирует" ли она зерно, используя "избыточную прибыль" ("excess profits"), полученную от эксплуатации производителей угля? Или уголь она тоже перевозит по цене "ниже издержек"? Как удается "Мидвестерн" получать положительную чистую выручку, назначая "ниже издержек" плату за перевозку всех видов груза? (Чтобы прояснить ситуацию, вы могли бы нанести на график полные издержки "Мидвестерн", приходящиеся на единицу груза, и затем отметить, как соотносятся цена и издержки в случае проведения политики единой цены, и затем в случае политики двойной цены.)

д) Если бы вы были членом регулирующей комиссии, в обязанности которой входит предотвращение как эксплуатации грузоотправителей, так и хищнической политики цен, направленной на конкурентов, но в то же время забота о прибылях железной дороги, одобрили бы вы или осудили политику двойной цены компании "Мидвестерн"?

 

25. Принятый в 1980 г. Закон о железных дорогах Стэггерса (the Staggers Rail Act) значительно сократил полномочия Федеральной торговой комиссии (the Interstate Commerce Commission) по контролю над платой за перевозку, которую железные дороги назначают грузоотправителям.

а) Президент Национальной ассоциации угольных промышленников (National Coal Association) осудил систему, "позволяющую железным дорогам назначать любую плату, которую только может вынести транспорт", и призвал к возобновлению ее регулирования. Однако многие другие грузоотправители приветствовали значительное ограничение регулирования железных дорог. Почему добытчики угля могли выступить за регулирование оплаты, в то время как большинство других грузоотправителей выступают против нее?

б) В одном из проведенных в 1983 г. исследований ценовой эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозке зерна в штатах "зернового пояса" коэффициент эластичности был оценен как 3,75, Какова природа конкуренции, которая создает такую высокую эластичность?

в) Как вы думаете, что бы произошло, если бы железные дороги, линии речных перевозок и автотранспортные фирмы в нашей стране могли устанавливать свою плату за перевозки, независимо от государственного регулирования: "разорение клиентов" (более высокие цены) или "разорительное снижение цен" (более низкие цены)? Происходит ли это в других областях экономики, где цены не регулируются государственными органами, - например, в торговле пищевыми продуктами или автомобилями?

 

26. Каково различие между снижением цен с целью привлечь больше клиентов и снижением цен с целью установить монополию?

 

27. Сотрудники Федеральной торговой комиссии пытались (безуспешно) в 1980 г. обеспечить поддержку антитрестовским делам, где не усматривается "злонамеренность" обвиняемого ("no-fault" antitrust cases). При таком подходе правительству не пришлось бы доказывать, что крупная фирма своим поведением нанесла вред конкуренции, а только то, что фирма в действительности контролирует большую часть рынка. Способствовало бы это или препятствовало конкуренции?

 

28. Поразмышляйте над утверждением, высказанным экономистом Адельманом: "Полезным, хотя и не точным показателем интенсивности конкуренции... является негодование неудачливых конкурентов". Как бы вы оценили утверждения других фирм в отрасли по производству конторского оборудования, что ИБМ ведет нечестную конкурентную борьбу?

 





Содержание раздела