Вопросы для обсуждения 4


10. Некоторые экономисты утверждали, что степень, в которой монополисты и олигополисты контролируют американскую экономику, можно оценить, рассматривая коэффициенты концентрации (concentration ratios) в различных отраслях. Эти коэффициенты, вычисляемые Бюро переписи (Bureau of the Census), отражают процент от общего объема продаж в различных отраслях, который приходится на 4 крупнейших, 8 крупнейших, 20 крупнейших, 50 крупнейших компаний в каждой отрасли. Ниже приводится таблица с коэффициентами для выбранных отраслей, вычисленными на основе данных промышленной переписи 1977 г. (the 1977 Census of Manufacturers), это самые свежие доступные данные.

а) Почему коэффициент концентрации в отрасли по производству двигателей и кузовов автомашин (motor vehicles and car bodies) - показатель, серьезно преувеличивающий рыночную власть американских производителей автомобилей?

б) Коэффициенты концентрации в отраслях "мясокомбинаты" и "жидкое молоко" сходны. Однако перевозить на далекие расстояния жидкое молоко гораздо дороже, чем переработанное мясо. О чем говорит это различие, если мы пытаемся сделать вывод о степени рыночной власти на основании отраслевого коэффициента концентрации?

 

Таблица 8А. Процент продаж, который приходится на крупные промышленные компании в США

 

Отрасль

на 4 крупнейших

на 8 крупнейших

на 20 крупнейших

на 50 крупнейших

1. Нефтепереработка

30%

53%

81%

94%

2. Производство двигателей и кузовов автомашин

93

99

99+

99 +

3. Доменные печи и заводы по производству стали

45

65

84

95

4. Авиастроение

59

81

99

99+

5. Мясокомбинаты

19

37

49

62

6. Молоко

18

28

43

60

7. Газеты

19

31

45

62

8. Лесопильная

17

23

36

49

9. Пластмассы и смолы

22

37

60

87

10. Мыло и моющие средства

59

71

82

89

 

в) Почему сходство коэффициентов концентрации в отраслях "газеты" и "мясокомбинаты", вероятно, не существенно?

г) Свидетельствуют ли возрастающие коэффициенты концентрации по таким отраслям, как лесопильная, производство пластмасс и мыла (8-я, 9-я и 10-я отрасли в списке), о соответственном росте рыночной власти? Каковы географические характеристики рынков древесины, пластмасс или мыла для определенного промышленного предприятия?