Вопросы для обсуждения


1. Как бы вы объяснили тот факт, что, хотя, по мнению многих наблюдателей, в американской экономике ослабевает конкуренция, каждая деловая фирма настаивает на том, что она сталкивается с напряженной конкуренцией?

2. Найдите рабочее определение "олигополии", приведенное в тексте. Согласно этому определению являются ли олигополистами производители сигарет? Являются ли олигополистами владельцы бензозаправочных станций в небольшом городке? Назовите некоторых других продавцов, которые и являются, и не являются олигополистами в соответствии с этим определением.

 

3. Попытку продавцов сделать свой продукт более привлекательным для потребителей иногда называют дифференциацией продукта.

а) Является ли дифференциация продукта расточительством, когда она навязывает продавцам издержки большие, чем выгоды, получаемые покупателями? Придумайте случаи, когда она может быть расточительной в этом смысле, и другие случаи, когда это не так.

б) Оцените следующее рассуждение: "Новые шаги, предпринятые продавцами с целью дифференциации своих продуктов, являются расточительными с точки зрения общества, т. к. они связаны с высокими предельными издержками и низкими предельными выгодами. Но это только означает, что производители уже воспользовались дешевыми и приносящими большую выгоду способами дифференциации продукта; это не свидетельствует о том, что весь процесс дифференциации продукта является расточительным".

 

4. В ходе опроса, проведенного в 1982 г. нью-йоркским рекламным агентством, выяснилось, что многие потребители считают, что в продаже имеется слишком много различных сортов некоторых категорий продуктов. Например, 72% опрошенных потребителей считали, что существовало слишком много сортов сухих хлопьев, и 60% считали, что существовало слишком много сортов мыла. "Слишком много" - сколько это, с вашей точки зрения, если вы точно знаете, чего вы хотите? А "слишком мало" - сколько это, если вы не можете найти то, что вы ищете? (Описание опроса Баттена, Бартона, Дерстайна и Осборна (Batten, Barton, Durstine, and Osborn) приводится в номере "Уолл-стрит джорнэл" от 22 апреля 1982 г.)

 

5. Почему эффективное соглашение между продавцами о фиксированной цене должно включать в себя такие ограничения на продажи, как лимитирование выпуска или географический раздел территории, где могут осуществляться продажи?





Содержание раздела