Регулятивная деятельность государства 8



Задачи эффективного управления пакетами акций, закрепленными в государственной собственности, практически не реализованы.
Эта проблема является следствием отсутствовавших до недавнего времени общих концептуальных подходов к управлению государственной собственностью (Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации одобрена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 года № 1024). Так, например, основной задачей Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) являлся вывод предприятий из кризиса, что на деле выливалось в перепродажу имущественных комплексов в целом. Каждый из государственных органов на своем направлении решает свои функциональные задачи, но целостной системы управления собственностью не сложилось.
Таким образом, в условиях отсутствия общих подходов к управлению государственной собственностью, составной частью которой являются пакеты акций, принадлежащие государству, принятие решений о государственных инвестициях в уставные капиталы тех или иных компаний, а также последующее эффективное управление пакетами их акций не носят системного характера и не дают желаемых результатов. Таким образом, государство в процессе своей инвестиционной деятельности стоит перед необходимостью создания системы управления портфелем прямых инвестиций в форме пакетов акций, принадлежащих государству. Эта задача резко отличается от классической задачи портфельного управления диверсифицированными массивами акций, что находит отражение и в методах управления.
Управление пакетом акций, принадлежащим государству, заключается в инициировании стратегических решений на уровне органов управления компанией-эмитентом посредством реализации того объема прав, которые предоставляет государству его пакет акций. Цели такого управления - поддержка социально значимых и инфраструктурных предприятий, вывод их на безубыточный режим работы, содействие повышению эффективности их финансово-
хозяйственной деятельности и последующий выход из состава акционера путем продажи пакета акций стороннему инвестору по цене, превышающей цену приобретения.
Однако анализ источников формирования государственного портфеля инвестиций в акции компаний-эмитентов показывает, что не всегда государство преследовало вышеназванные цели.


  
Содержание раздела