Основными элементами программы должны стать: выбор объектов вывода на основе
использования методов фундаментального анализа, определение порядка и сроков выхода на
рынок, организация мониторинга выхода на рынок, привлечение профессиональных
финансовых консультантов, андеррайтеров, аудиторов, иных финансовых посредников, отбор
торговых площадок, согласование порядка выпуска и обращения ценных бумаг, определение
круга инвесторов, на которого ориентированы ценные бумаги. В рамках этой программы
государство должно также определить свои цели и задачи, сформулировать внятную
инвестиционную стратегию в случае, если выводятся компании-эмитенты, имеющие в уставном
капитале пакет акций государства. Должен быть определен порядок взаимодействия
государственного регулятора, финансовых посредников и компании-эмитента, чьи ценные
бумаги выводятся на рынок.
Наконец, важной составляющей программы вывода на рынок является организация
мониторинга ее выполнения на основе применения государством методов фундаментального
анализа компаний-эмитентов для целей необходимой корректировки программы в случае, если
меняется текущая макроэкономическая и микроэкономическая конъюнктура. В процессе
реализации программы вывода компаний-эмитентов на фондовый рынок государство должно
реализовывать собственную инвестиционную стратегию в отношении предприятий с его
участием, принимать качественные инвестиционные решения, а также участвовать в
управлении компанией с целью повышения ее инвестиционной привлекательности.
Ряд субъективных и объективных причин мешают реальному выходу компаний-
эмитентов на рынок ценных бумаг.
Во-первых, это отсутствие понимания менеджмента о целесообразности и
преимуществах выхода на фондовый рынок. При этом российские предприятия остро
нуждаются в инвестициях. По оценкам экспертов реальная потребность в инвестиционных
средствах на ближайшие годы составляет 200-250 млрд. руб.108 Одним из источников
привлечения этих ресурсов является рынок ценных бумаг. В процессе реализации проекта
Правительства Москвы по выводу московских предприятий на рынок ценных бумаг многие
консультанты столкнулись с полным непониманием менеджмента выводимых компаний целей
выхода на рынок.
108 Миркин Я.М. Восстановление российского фондового рынка и развитие реального сектора
экономики России. . М.: Московская межбанковская валютная биржа, 1999. . С.1