Состояние систем финансового надзора на ведущих биржах мира


В службе надзора Нью-Йоркской  фондовой биржи занято 450 сотрудников из общего числа 1600 сотрудников, включая аналитиков, специалистов по расследованиям, юристов и т.п. Службу возглавляет Executive Vice President, что существенно выше, чем просто VP, или даже Senior Vice President. На NYSE за 5 лет (1987-1991) на совершенствование компьютерной системы надзора истратили около $30 млн.

Система надзора над рынком ценных бумаг в США состоит из трех основных уровней. Надзор со стороны государственного регулирующего органа – Комиссии по ценным бумагам и биржам (US SEC). Со стороны саморегулируемых организаций – Национальной ассоциации фондовых дилеров (National Association of Securities Dealers – NASD) и фондовых бирж, и, наконец, со стороны отдельных брокеров-дилеров – профессиональных участников фондового рынка, осуществляющих, в соответствии с уставом саморегулируемых ассоциаций, внутренний надзор за своими сотрудниками во избежание нарушения последними внутреннего распорядка, правил СРО и законодательства. Являясь составной частью общей системы регулирования фондового рынка, система надзора имеет, однако, свою самостоятельную задачу, которая формулируется следующим образом: защита рынка от недобросовестных действий отдельных его участников, способных нанести ущерб остальным участникам и подорвать доверие к рынку, а следовательно, повредить интересам общества в целом и большинства участников рынка в частности.

Законодательная власть – Конгресс США, приняв в 1933, 1934 и 1940 гг. соответствующее законодательство, возложил основную ответственность за регулирование фондового рынка на государственный орган – Комиссию по ценным бумагам и биржам. Однако немалую часть своих функций та передала саморегулируемым организациям, особенно в той области, где СРО традиционно занимались этим и раньше – в области текущего надзора над рынком. Один из основных принципов SEC – не вмешиваться без очевидной необходимости в процесс саморегулирования, особенно в тех областях, где сами участники рынка (объединенные в СРО), способны осуществлять регулятивные функции более эффективно и с меньшими издержками, чем государственный орган. SEC лишь следит за тем, чтобы СРО имело достаточно надежные и эффективные системы для выявления серьезных нарушений и принятия мер по ним, а также, чтобы эти системы были достаточно адаптивными для недопущения повторения серьезных нарушений в будущем. Именно такой подход в полной мере относится к системе надзора над рынком. В SEC существует отдел Market Surveillance (существует даже специально оборудованная Market Watch Room), главная функция этого отдела – информировать руководство SEC о текущем положении дел на рынках в первую очередь с точки зрения того, есть ли необходимость во вмешательстве SEC или нет. Если организаторы торговли держат ситуацию под контролем, и для этого достаточно тех полномочий, которыми они располагают, то оснований для вмешательства SEC нет. В тех случаях, когда СРО выявляют нарушения, выходящие за пределы их юрисдикции и требующие для расследования и/или принятия мер к нарушителям полномочий государственного органа, такие дела, после предварительного расследования, передаются в SEC (в первую очередь это относится к случаям инсайдерской торговли).

Основная ответственность за надзор над рынком лежит на СРО – организаторах торговли, т.е. биржах и NASDAQ. Они имеют соответствующие отделы надзора, расследования нарушений, проверок своих членов, арбитражные суды для рассмотрения споров между членами и между членами и СРО. 

Автоматизированные системы слежения за рынком возникли в США несколько раньше, чем в других странах – в начале 80-х гг. Основные системы торговли ценными бумагами – New York Stock Exchange, American Stock Exchange, NASDAQ – оборудованы компьютеризированными системами надзора за рынками. Практически все они состоят из двух функциональных частей (с разной степенью компьютеризации). Первая часть – это система регистрации необычного поведения данной ценной бумаги (поведения, которое отклоняется от “нормы”, определяемой в соответствии с “историческим поведением” – т.е. исторически наблюдавшимися величинами цен и объемов торговли). Вторая часть – это система, которая призвана помочь эксперту расклассифицировать алерты и ответить на основной вопрос – начинать или не начинать расследование по данному сигналу? На каждой торговой площадке к созданию системы подошли по-своему, при этом организаторы торговли довольно неохотно раскрывают информацию о своих системах, справедливо полагая, что раскрытие такой информации может помочь потенциальным нарушителям.