Ling-Temco-Vought Inc


Сейчас мы с вами познакомимся с историей голо­вокружительного роста компании и ее задолженно­сти, результатом чего стали колоссальные убытки и масса других проблем. Как обычно случается в таких ситуациях, и к созданию великой империи, и к ее страшному краху оказался причастен "юный гений". Но к этому позору "приложили руку" и другие.

 Ling-Temco-Vought Inc. была основана в 1955 году Джеймсом Джозефом Лингом, подрядчиком в области электротехнических работ, который самостоятельно продал акции своей компании на сумму в 1 млн. долл., будучи фактически собственным инвес­тиционным банкиром и распространяя проспекты эмиссии на Выставке штата Техас. Успех в этом мероприятии позволил ему купить десятки разных компаний, за которые он почти всегда расплачивался акциями LTV. Чем больше компаний при­обретала LTV, тем выше поднималась рыночная стоимость ее акций. Чем выше становился курс акций, тем больше компаний он мог приобрести. В 1969 году корпорация LTV занимала 14-е место в списке Fortune 500. А затем, как демонстрирует Грэхем, весь этот "карточный домик" начал рушиться. (Корпорация LTV, бизнес которой сегодня сосредоточен исключительно на производстве стали, в конце 2000 года начала процедуру бан­кротства.) Компании, которые растут в основном за счет при­обретений других организаций, называют "серийными покупа­телями", и аналогия с термином "серийные убийцы" не случайна. Как показывает пример с LTV, серийные приобретения почти всегда приводят к финансовой смерти и краху. Если бы этот урок Грэхема усвоили сегодняшние инвесторы, то они и близко бы не подошли к акциям таких любимцев фондового рынка 1990-х го­дов, как Conseco, Tyco и WorldCom.

В первой колонке таблицы приведена информация о скромном старте компании в 1958 году, когда про­дажи составили только 7 млн. долл. Во второй ко­лонке — данные за 1960 год. Здесь мы видим, что компания всего за два года выросла в 20 раз, но все еще была небольшой. Дальше идут лучшие ее го­ды (до 1967 и 1968), когда продажи опять выросли в 20 раз — до 2,8 млрд. долл., задолженность при этом увеличилась с 44 млн. до внушающих страх 1653 млн. долл. В 1969 году состоялись новые приобретения компании, задолженность опять увеличилась (уже до 1865 млн. долл.!), и, естественно, начались серьезные проблемы. В этом году был заявлен большой убыток после вычета чрезвычайных издержек; цена акций снизилась с высокого уровня 169,5 в 1967 году до 24. "Юный гений" был смещен с поста главы компании. Компания заявила о чистых убытках в размере 70 млн. долл. Цена акций упала до 7,125, и наибольший вы­пуск облигаций компании котировался по цене ка­ких-то жалких 15 центов за 1 долл. номинала. Поли­тика расширения компании была резко изменена, ее важные подразделения выставлены на рынок и пред­приняты определенные усилия для сокращения ог­ромных объемов задолженности.

1.            Рост компании характеризовался неустойчиво­стью. В 1961 году был отмечен небольшой опера­ционный убыток, но благодаря практике, которая в дальнейшем широко использовалась руково­дством компании при составлении финансовой отчетности вплоть до 1970 года, фактически было принято решение об отнесении всех возможных издержек и резервов на результаты деятельности компании за один неудачный год.

 Прочная традиция замалчивания реальной картины доход­ности компании за ширмой реструктуризации издержек все еще существует. Отнесение всех возможных издержек на ре­зультаты одного года иногда называют учетом на основе принципа "большой ванны" или "кухонной раковины". Этот бухгалтерский трюк позволяет компаниям демонстриро­вать уверенный рост прибыли в избранном году. Но инвесто­ры не должны ошибочно воспринимать этот бизнес как дей­ствительно здоровый.





Содержание раздела