Глава 1   Глава 2   Глава 3



Комментарии и выводы


Первое, что следует отме­тить: успех компании Flavors на фондовом рынке пол­ностью основывался на развитии ее основного бизне­са. Руководство компании не занималось разного рода корпоративными схемами, приобретением других компаний, сложными схемами капитализации и про­чими известными Уолл-стрит приемами последних лет. Компании удалось сохранить удивительную до­ходность, и это, в сущности, вся ее история.

Показатели компании Harvester требуют рассмот­рения абсолютно другого комплекса вопросов, но и здесь мы можем обойтись без изощренных методов финансового анализа. Почему так много крупных компаний становятся менее прибыльными даже в периоды продолжительного роста экономики? Зачем заниматься бизнесом с оборотом свыше 2,5 млрд. долл., если компания не может заработать достаточ­но прибыли для оправдания ожиданий инвесторов? Мы с вами не обязаны решить эту проблему. Однако мы настаиваем на том, что не только руководство, но и рядовые акционеры должны помнить о ее сущест­вовании и о том, что для ее решения нужны лучшие умы и энергичные действия.

 Более подробно о том, в чем, по мнению Грэхема, должна заклю­чаться активная позиция акционеров, читайте в Комментариях к главе 19 на сайте издательства www.williamspublishing.соm на странице, посвященной книге куя компанию Harvester за отказ направить усилия на максимиза­цию богатства акционеров, Грэхем зловеще предсказывает поведе­ние ее будущего руководства. В 2001 году большинство акционеров проголосовали за отмену ограничений компании Navistar на количе­ство акций, необходимых для поглощения компании, но совет ди­ректоров просто отказался прислушаться к пожеланиям акцио­неров. Знаменательно то, что антидемократическая тенденция в культуре некоторых компаний может продолжаться десяти­летиями.

Исходя из наших кри­териев формирования инвестиционного портфеля (ценовая привлекательность и обоснованность) мы не можем взять на себя смелость рекомендовать акции одной или другой компании. Компания Flavors — ти­пичная, чрезвычайно успешная, но вместе с тем и чрезмерно переоцененная компания. Показатели компании Harvester — слишком заурядные, чтобы ее можно было считать действительно привлекатель­ной даже при том, что цена ее акций ниже их удель­ной балансовой стоимости. (Инвестор, вне всякого сомнения, мог выбрать на рынке другие, более вы­годные акции.)

Последствия в 1971 году. Низкая цена компании Harvester в конце 1969 года предотвратила ее даль­нейшее стремительное падение в 1970 году. Она по­теряла в цене только 10%. Позиции компании Flavors оказались более уязвимыми — ее акции упали в цене до 45, т.е. падение составило 30%. В процессе даль­нейшего подъема на фондовом рынке позиции обеих компаний укрепились, и их рыночная стоимость зна­чительно превысила уровень закрытия в 1969 года, но акции компании Harvester вскоре опять упали до 25 долл. за штуку.