Акционеры и дивидендная политика


В прошлом дивидендная политика была частым по­водом для споров между рядовыми (миноритарными) акционерами и руководством компании. В целом эти акционеры заинтересованы в более щедрых дивиден­дах, в то время как руководство предпочитает инвести­ровать средства в бизнес компании "для укрепления ее позиций". Оно просит акционеров пожертвовать свои­ми текущими интересами во благо компании и долго­срочных выгод в будущем.

Но в последние годы отношение акционеров к ди­видендам претерпевает постепенные, но важные из­менения. Сегодня основным аргументом для выпла­ты небольших дивидендов служит не то, что компания просто "нуждается" в деньгах. Акционеров убе­ждают в том, что инвестирование полученной при­были в доходное расширение бизнеса компании прямо и сразу же принесет им выгоду. Раньше сла­бой было принято считать ту компанию, которая ис­пользовала прибыль для развития своего бизнеса, вместо выплаты 60 или 75% прибыли в виде диви­дендов. Почти всегда такое распределение прибыли негативно сказывалось на рыночной стоимости ак­ций. Сегодня сильная и растущая компания созна­тельно уменьшает дивидендные выплаты, получая поддержку как акционеров, так и спекулянтов.

Тенденция, которую описывает Грэхем, стала даже сильнее в 1990-х годах, когда казалось, что чем сильнее компания, тем меньше она склонна выплачивать дивидендов и тем ниже ожи­дания акционеров. Коэффициент выплаты дивидендов, т.е. до­ля чистой прибыли, которую компании выплачивают в качест­ве дивидендов, уменьшился с "60-75%" во времена Грэхема до 35-40% в конце 1990-х годов.

Заметим, что с теоретической точки зрения реин­вестирование прибыли вполне обоснованно, так как может привести со временем к существенному росту прибыли.

 

Однако у этой позиции имеются и против­ники, которые следующим образом аргументируют свои взгляды.

•              Прибыль "принадлежит" акционерам, и они имеют полное право на то, чтобы им выплачи­вали дивиденды в разумных пределах.

•              Многим акционерам дивиденды нужны для поддержания своего жизненного уровня.

•              Прибыль, которую они получают в виде диви­дендов, — это "реальные деньги", в то время как деньги, которые остались в компании, не обязательно в будущем станут для акционеров реальной ценностью.

 

Приведенные аргументы настолько распростра­нены и так сильно привлекают к себе внимание, что фондовый рынок, как правило, больше поддержива­ет компании, которые выплачивают щедрые диви­денды, чем компании, которые либо совсем не вы­плачивают, либо же выплачивают относительно не­большие дивиденды.





Содержание раздела