Приобретение выгодных ценных бумаг 5


 

На "бычьем" фондовом рынке 1920-х годов име­лось сравнительно небольшое различие между по­ложением акций лидеров отрасли и акциями других компаний, сопоставимых с ними по размерам. Инвес­торы считали, что компании среднего размера спо­собны противостоять "штормам" фондового рынка и даже имеют больше шансов для своей экспансии, чем уже завоевавшие позиции лидеров. Великая депрес­сия 1931-1932 годов, естественно, отрицательно ска­залась на позициях компаний, которые не были ли­дерами рынка ни по размеру, ни по стабильности своего бизнеса. С тех пор инвесторы предпочитают приобретать акции лидеров отрасли и соответствен­но в большинстве случаев утратили интерес к обык­новенным акциям компаний "второго эшелона". Это привело к тому, что акции компаний из этой группы продаются по заниженным, если принимать во вни­мание их прибыль и активы, ценам. Кроме того, это свидетельствует о том, что цены акций во многих случаях падают настолько низко, что становятся объектом выгодных инвестиций.

Когда инвесторы отказываются покупать акции "второуровневых" компаний, даже если они прода­ются по довольно низким ценам, значит, ими движет уверенность в тяжелом будущем таких фирм. Фактически, по крайней мере подсознательно, они кон­статируют, что любая цена слишком высока для них, поскольку такие компании обречены на угасание. Точно так же, с помощью теории дополнения, сфор­мулированной в 1929 году, считалось, что "голубые фишки" подходят для инвестирования при любой цене, поскольку их будущие возможности роста без­граничны. Оба этих подхода отличались преувели­ченным вниманием к одной из сторон деятельности компании, что привело ко множеству серьезных ин­вестиционных ошибок.

На самом деле, типичная акционерная компания средних размеров является большой, если ее сравни­вать со средним индивидуальным бизнесом. Нет вес­ких причин утверждать, что такая компания, даже испытывая неблагоприятное воздействие тех или иных экономических факторов, не в состоянии обес­печить инвестору достаточный уровень доходности на вложенный капитал.

Этот краткий обзор свидетельствует о том, что от­ношение фондового рынка к акциям "второуровневых" компаний не всегда реалистично и в нормальных усло­виях приводит к их значительной недооценке. Как из­вестно, период Второй мировой войны и послевоенное время оказались для мелких компаний более прибыль­ными, чем для крупных, поскольку в то время условия нормальной конкуренции не соблюдались и небольшие фирмы смогли значительно расширить объемы продаж и повысить свою рентабельность. Таким образом, фон­довый рынок 1946 года стал полной противоположно­стью довоенной картине.

В то время как фондовый индекс Доу-Джонса, фор­мирующийся на основе акций компаний — лидеров фондового рынка, с конца 1938 по 1946 год вырос толь­ко на 40%, фондовый индекс Standard & Poor's, объеди-няющий низкономинальные акции, на протяжении то­го же периода подскочил, как минимум, на 280%. Спе­кулянты и многие инвесторы, придерживающиеся соб­ственных оригинальных инвестиционных принципов и обладающие короткой памятью, с огромным желанием скупали акции "второуровневых" компаний, не обра­щая внимание на взвинченные цены.