Понятие и классификация ценных бумаг



Экономическая теория делит весь товарный мир на две груп­пы: собственно товары (материальные блага, услуги) и деньги. В свою очередь, деньги могут быть просто деньгами и КАПИТАЛОМ, т. е. деньгами, которые приносят новые деньги. В отношени­ях, которые складываются на товарном рынке, всегда существует потребность передачи денег и товаров от одного участника рынка к другому. Эти отношения определенным образом фиксируются,
оформляются и закрепляются.
В смысле вышесказанного ценная бумага — это такая форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, кото­рая также и сама является объектом этих отношений. То есть зак­лючение сделки или какого-либо соглашения между его участника­ми состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен
на деньги или на товар.
Однако ценная бумага — это не деньги и не материальный то­вар. Ее ценность состоит в правах, которые она дает своему вла­дельцу. Последний обменивает свой товар или свои деньги на цен­ную бумагу только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (во всяком случае — удобнее), чем сами деньги или товар. Поскольку и деньги и товар в современных условиях, по сути, разные формы существования капитала, то эко­номическое определение ценной бумаги можно выразить следую­щим образом:
Ценная бумага — это форма существования капитала, отлич­ная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. Кроме этого, ценная бумага — это особый товар, который обращается на осо­бом, своем собственном рынке — рынке ценных бумаг, но не име­ет ни вещественной, ни денежной потребительной стоимости, т. е. не является ни физическим товаром, ни услугой.

Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функ­ций:

— перераспределяет денежные средства (капиталы) между: от­раслями и сферами экономики; территориями и странами; группа­ми и слоями населения; населением и сферами экономики; населе­нием и государством и т. п.;

— предоставляет определенные дополнительные права ее вла­дельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, право на соответствующую информацию, право на первоочередность в определенных ситуациях и т. д.;

— обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и т. п.

Как любая экономическая категория, ценная бумага имеет со­ответствующие характеристики: временные, пространственные, рыночные. Рыночные характеристики включают: форму владения, выпуска, характер обращаемости и степень риска вложений в дан­ную ценную бумагу, форму выплаты дохода и др..
Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают ее с деньгами. Ее главное свойство — это возможность обмена на день­ги в различных формах (путем погашения, купли-продажи, пере­уступки и т. д.). Она может использоваться в расчетах, быть пред­метом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, переда­ваться по наследству, служить подарком и т. д.