Кредитный рейтинг компании



Кредитный рейтинг — это официальное заключение о кре­дитоспособности субъекта хозяйственной деятельности (им может быть государство, государственное учреждение, финансовая орга­низация или большая компания). Рейтинг присваивается конкрет­ному выпуску долговых обязательств организации и дает основа­ние для сопоставления собственного кредитного риска с риском других компаний.
Главная цель кредитных рейтингов заключается в предостав­лении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долго­вые ценные бумаги типа еврооблигаций. Рейтинг является ориен­тиром для оценки инвестиционного риска. Он характеризует 'возможность того, что инвесторы полностью и вовремя получат платежи процентов на вложенный капитал, а также основную сум­му долга с наступлением срока погашения. Инвесторы могут стро­ить свою инвестиционную политику на кредитных рейтингах, ог­раничивая суммы вкладов в долговые обязательства с рейтингом ниже определенного уровня или даже вообще отказываясь от ин­вестиций в ценные бумаги с рейтингом ниже определенного уров­ня. От рейтинга ценных бумаг (долговых обязательств какой-либо компании) зависит ставка процента, по которой эмитент сможет получить дополнительные средства на денежном рынке (в особен­ности в США).
Кредитные рейтинги широко признаны на практике. Банки могут справляться о рейтинге по долговым обязательствам компа­нии, чтобы решить, давать ли кредит этой компании и по какой ставке процента. Таким образом, маржа выше ставки LIBOR10, по которой крупные компании могут получить займы, определяется кредитным рейтингом.
Банки также могут использовать кредитные рейтинги для ус­тановления лимитов на объем сделок с данной компанией. Напри­мер, для любой компании с заданным кредитным рейтингом банк

10 LIBOR — London Inter bank Offered Rate

может установить предельный размер ссуды, суммы долгового обя­зательства или сделки с иностранной валютой и т. п. Кредитные рейтинги также могут наложить свой отпечаток на связи фирмы. Следовательно, компании и банки с наивысшими кредитными рей­тингами могут представлять себя в своей отрасли в качестве эли­тарных организаций.
Рейтинги устанавливаются специализированными агентствами. Главными агентствами по кредитному рейтингу являются Standard & Poor's и Moody's (США), а также IBCA (Великобритания). Агент­ства по кредитному рейтингу проводят оценку рейтинга организа­ций, как правило, международных, которые выпускают долговые обязательства для пополнения своего капитала. Запрос на рейтинг исходит от эмитента инструментов займа (например, при выпуске облигаций) или от его финансовых консультантов. Рейтинг опреде­ляется для компании-эмитента, однако он присваивается конкрет­ному выпуску долговых обязательств, так как была оценена ин­формация именно по этой эмиссии. Другими словами, кредитный рейтинг применяется не к самой организации, а к ее долговым обя­зательствам. Обычно инвесторы и финансисты ссылаются на креди­тоспособность самой организации, используя кредитный рейтинг ее долга. Компанию с высоким рейтингом называют «компанией с рейтингом «три А». Рейтинг эмиссии держат под контролем, и если кредитоспособность эмитента ухудшается или улучшается, то, со­ответственно, будет изменен и рейтинг.
При проведении официальной оценки кредитного рейтинга компании, соответствующее агентство вначале проводит предвари­тельную оценку, которая включает в себя просмотр опубликован­ных результатов деятельности компании примерно за пять лет, а также другой доступной информации о компании, например, пресс-релизов. Подсчитываются и анализируются финансовые коэффици­енты компании и проводится их сравнение с аналогичными пока­зателями для компании в данной отрасли промышленности. Также изучаются тенденции в изменении финансовых коэффициентов за указанный период. У агентства Standard & Poor's результаты ана­лиза прошлых сведений о компании в принятии окончательного решения о кредитном рейтинге имеют удельный вес около 40%.
Затем предварительную оценку обсуждают с компанией Ком­пании рассказывают о вероятности получения ею того рейтинга,
которого она добивается. Проведение более тщательного иссле­дования начнется только в том случае, если компания даст со­гласие на продолжение анализа. Много времени уходит на дис­куссии между высшим управленческим персоналом компании и аналитиками агентства. Посредством таких дискуссий агентство должно получить более ясную картину о положении компании (и ее кредитоспособности), чем на основании изучения одних только «общедоступных» данных. Агентство, вероятно, призна­ет, что результат подобного анализа зависит от объема и каче­ства информации, предоставленной руководством компании. Это 'следующим образом прокомментировал управляющий агент­ством Standard & Poor's: «Годовой отчет составляет скелет ана­лиза, однако мы также обеспечиваем себе доступ к мясу! Поэто­му мы в состоянии достигнуть гораздо большего понимания кре­дитоспособности компании, чем это возможно только лишь с помощью анализа материалов из внешних источников».