Расчет показателей



Баланс, отчет о доходах и отчет о потоках денежных средств чаще всего представляют собой полный набор документов, кото­рые исследователь может получить для изучения финансового по­ложения компании. На основе этих отчетов в течение ряда лет вы­водятся определенные показатели. Эти соотношения рассчитыва­ются очень просто, но достаточно трудно интерпретируются, осо­бенно тогда, когда заключения должны быть сделаны относитель­но экономических реалий, лежащих в основе цифр.
Показатели, используемые наиболее часто, различаются в за­висимости от целей, которые ставит перед собой исследователь. Конкретная схема и глубина анализа результатов финансово-хо­зяйственной деятельности компаний зависят от полноты имеющей­ся информации, особенностей систем учета и отчетности в той или иной стране. Но несмотря на существенные различия в системе пуб­
ликуемых показателей в разных странах и разных источниках, ко­эффициенты, используемые для такого анализа, можно сгруппиро­вать следующим образом:

• Показатели эффективности производственной деятельности (Operating Performance Ratios) измеряют прибыльность фирмы и ее способность использовать активы.

• Показатели ликвидности (Liquidity Ratios) характеризуют возможность фирмы выполнять краткосрочные обязательства, уп­равлять оборотным капиталом.

• Показатели финансовой устойчивости (Financial Strength Ratios) определяют степень риска, который может быть связан со способом формирования структуры заемных и собственных средств, используемых для финансирования активов фирмы.

Рассчитанные коэффициенты сопоставляются с аналогичными показателями других компаний той же отрасли, а также со средне-отраслевыми показателями. Анализируется динамика показателей и выявляются тенденции; сравниваются данные с тем, что планиро­валось. Кроме того, существуют определенные общепризнанные представления о нормальной величине некоторых важнейших со­отношений.
Поскольку мы рассказываем об использовании Интернет, то тследует заметить, что инвестору нет нужды самому рассчитывать все показатели. Их значения указываются либо в отчетах самой фирмы, либо в сводках выпускаемых аналитическими агентства­ми, доступных и распространяемых по Интернет, о чем было ска­зано выше. Тем не менее, следует рассмотреть несколько часто встречающихся показателей для понимания их экономического смысла и возможностей использования для выбора объекта для инвестиций.
Следующие показатели рассчитаны на основе данных финан­совых отчетов «Microsoft».
Показатель капитализации или капитализированная сто­имость акций определяет рыночную стоимость всех акций корпо­рации:

Капитализация = Количество акций х Курс одной акции Capitalization = Stock Price х Average Common Shares Outstanding

Капитализация корпорации «Майкрософт» на 30 июня 1997 г составляла $60,00 х 1321 млн шт. = 78,72 млрд долл.

Маржа прибыли (Profit Margin) характеризует возможности фирмы получить не только выручку от продаж, но и доходы Она также называется прибыльностью продаж (Return on Sales- ROS):


или

Прибыльность продаж «Майкрософт» за 1997 г. составляет:
$3454/$11 358 =30,4%.
Рассматриваемая отдельно от других данных прибыльность от продаж в 30,4% может показаться свидетельством большой при­быльности продаж. Однако все показатели должны рассматривать­ся с учетом особенностей разработчиков программ и компьютер­ной отрасли в целом. Коэффициент прибыльности в этой отрасли может достигать 40%, а продовольственный магазин, например, удовлетворяется прибыльностью в 1%.