Финансовая отчетность



Основные количественные методы анализа и интерпретации отчетов фирмы не сложны для понимания. Поскольку используе­мая финансовая отчетность различных фирм сопоставима, можно легко рассчитать показатели эффективности работы этих фирм. В настоящее время правительственные учреждения и определенные профессиональные организации предусматривают такие формы и содержание финансовых документов, которые обеспечивают их со­поставимость. Но эта возможность сопоставления финансовой от­четности существовала не всегда.
В 1934 г. из-за несравнимости финансовых отчетов и по ряду других причин Конгресс США создал Комиссию по биржам и цен­ным бумагам (Securities and Exchange Commission-SEC). Комиссия была наделена полномочиями по регулированию деятельности всех компаний, выпускающих на рынок ценные бумаги для населения (общественности). Со времени создания SEC только такие «обще­ственные» компании были обязаны публиковать свои финансовые отчеты. Частные компании, несмотря на то, что на них эта обязан­ность не распространялась, также готовили финансовые документы для внешних пользователей. Например, банк часто требует перед выдачей ссуд финансовые отчеты и от частных компаний.
Одна из главных целей SEC — обеспечить точность финан­совой информации в публикуемых фирмой отчетах, объективно отражающей экономическую действительность Для реализации этой цели SEC периодически публикует серии бухгалтерских до-
кументов (Accounting Series Releases), которые предписывают стан­дарты для профессиональных бухгалтеров. Несмотря на то что SEC имеет полномочия от Конгресса устанавливать такие стан­дарты, в течение многих лет она разрешала бухгалтерам дей­ствовать самостоятельно при условии соответствующего одоб­рения SEC.
С 1934 г. эту деятельность осуществляли различные комитеты профессионалов-бухгалтеров. В настоящее время главная органи­зация, которой SEC предоставляет право устанавливать бухгалтер­ские стандарты, — Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board — FASB). FASB выделяет ряд основных целей финансового учета (Financial Accounting) как особой ветви бухгалтерского учета.
Цели публикуемой финансовой отчетности определяются по­требностью тех пользователей, которые не имеют права непосред­ственного получения необходимой им финансовой информации у предприятий, и поэтому должны пользоваться информацией, пре­доставляемой им менеджерами этих компаний. Финансовая отчет­ность должна содержать информацию, необходимую настоящим и будущим инвесторам, кредиторам и другим пользователям для осу­ществления рациональных инвестиций, кредитов и других подоб­ных решений.
Роль финансовой отчетности в экономике — это предоставле­ние информации, необходимой для бизнеса и принятия экономичес­ких решений, независимо от того, каковы будут эти решения. То есть обеспечение объективной, нейтральной, и независимой от ка­кого-либо влияния информации. FASB также отмечает, что финан­совая отчетность должна давать сведения как об экономических ре­сурсах фирмы, так и о требованиях кредиторов и инвесторов, предъявляемых к этим ресурсам.
Важно понять, что SEC и FASB не устанавливают точно все бухгалтерские стандарты, а скорее стараются обеспечить гибкие нормы, используемые в различных ситуациях. Гибкость стандар­тов желательна в силу значительных различий между фирмами. Был разработан и составлен «свод обычаев», который известен как Об­щепринятые принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted

Accounting Principles — GAAP). Одна из главных целей GAAP — предусмотреть такую структуру финансовой отчетности, которая позволяет сравнивать документацию различных фирм. Другие тре­бования GAAP включают правила, определяющие:

Accounting Periods (Периодичность отчетности) — финансо­вые отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени. Компании могут сами выбрать время, когда будет завершаться их финансовый период (SEC требует по крайней мере ежегодного отчета).